Платил ли Карлсон за крышу?
Любой уважающий себя жилой дом имеет фундамент, подвал, стены, крышу… Любой уважающий себя домовладелец платит не только за коммунальные услуги, но и за содержание общей конструкции здания: чтобы крыша не текла, бойлер был исправен, фасад — в приличном виде…
Уважающих себя собственников жилья в Тюмени немного. Eдиницы таковых — среди собственников нежилых помещений жилых домов. Чаще всего предприниматель, развернув свой бизнес, выкупает в жилом доме квартиру под офис или магазин и процветает. А дом погибает.
По закону «О товариществах собственников жилья» эти самые предприниматели («домовладельцы встроенно-пристроенных нежилых помещений жилых домов», как их называют в документе, — таких в Тюмени около 250) должны нести расходы на содержание общей конструкции здания. Для этого заключается договор с ЖКХ. В документе устанавливается доля участия собственника в имущественном комплексе. В зависимости от доли и определяется сумма платежа. Может быть, сумма очень большая — оттого и платить не хотят? Вовсе нет. Например, фирма занимает около 100 квадратных метров в трехподъездном девятиэтажном доме. По подсчетам, каждый месяц они должны платить 90 рублей. Для уважающей себя фирмы это пустяк.
Специалисты ЖКХ одно время взялись за дело на общественных началах (специальной штатной единицы в ЖКХ нет) — пошли по фирмам и магазинам заключать договоры. Eстественно, городские бизнесмены воспринимают это требование как очередную обдираловку. И честно заявляют: «Не будем мы вам платить!» Адреса и названия магазинов «Юбилейный», «Старт», магазинчиков на Локомотивной, 116, Чаплина, 113, на Московском тракте, 117, Ямской, 57 жилищники помнят наизусть. Поначалу общественники решили применить репрессивные и не совсем законные меры — подключили торговые отделы, те в свою очередь пугали: «Eсли не заключите договор, отберем лицензию на право торговли». Действовало только на безграмотных.
Постепенно энтузиазм работников ЖКХ угас. Сейчас о договорах вспоминают иногда, хотя все согласны: собственники нежилых помещений избегают своих обязанностей.
По мнению специалиста городского комитета по управлению имуществом, правовая ошибка допускается уже при регистрации прав собственности в БТИ (или в регистрационной палате). Необходимо оговаривать главное: собственность регистрируется в составе общего комплекса. В этом случае собственник нежилого помещения жилого дома становится дольщиком общей собственности (дома), приобретает обязанности. Хотя эти обязанности возникают у него в любом случае. Но, очевидно, российскому (или только тюменскому?) предпринимателю нужно об этом напоминать отдельным законом или приказом.