О, сколько нам открытий чудных готовит юнгианский дух!
Аз грешный в 60-е годы блаженствовал в своей прибалтийской alma mater во время спецкурса по психоанализу, который вели психологи медицинского факультета — канадские финны, приехавшие в 30-е годы помогать строить новую жизнь в Союзе и тут же «попавшие в жернова репрессий. Не самые страшные — в карельских лагерях «очищались» они от «порочащих» связей с заокеанским империализмом. После реабилитации оставшиеся в живых продолжали преподавательскую работу в вузах, занимаясь всякими «вредными» вещами: генетикой, психоанализом.
Но работали они уже осторожней. Так, наш спецкурс по фрейдизму назывался: «Критика буржуазных психоаналитических школ XX века». Критика была скорей всего кантовской, что означало подробное знакомство с первоисточниками. Их извлекли из библиотечных запасников. Ведь до середины 30-х годов труды З.Фрейда и последователей его школы психоанализа издавались в СССР.
В текущем учебном году на филологическом факультете ряд предметов перевели в разряд факультативов. Это когда студенты сами выбирают твой курс и свободно его посещают. Не буду касаться всех «хитростей» данного события и вокруг
него относительно моей частной доцентской персоны, но капризный рок избрал именно меня на роль удачливого ловца студенческих симпатий. Знающему человеку грех обижаться на студента-филолога, чей учебный план вмещает фактически пусть родственные, но очень объемные величины: языкознание и литературоведение. Уж больно они развились в XX веке. А писатели?! Даже применяя самый жесткий отбор лучших книг века, все равно остается около 400 томов, написанных в России и зарубежье.
Eсли принять один том за 200 стандартных страниц и дать студенту-филологу 3 мин. на беглое чтение, получается, что бедному гуманитарию надо установить сутки в 32 часа. А тут еще Рогачев со своим факультативом!
Выручила память. О студенческих годах. Аж 16 человек -цветфака! — записались на «психоанализ и литературу». Спасибо, кормильцы! Спасли… Eсли серьезно, дело это взаимополезное. Параллельный наш практикум дает возможность моим младшим коллегам претендовать на неплохие ставки в образовательных учреждениях. На роль психоаналитика в общении с подростками и старшеклассниками.
Через литературные произведения, игру в ситуации, «сновидения» можно помочь питомцам в преодолении нервных срывов, легких комплексов, стрессов, некоторых фобий, на которые стала щедра ныне детская жизнь.
Юмор, комические «заслонки» человека против собственных «психодемонов» особенно увлекательны в общении друг с другом ради понимания парадоксов Юнга, Адлера, Фромма, Сартра… Иронически или смешно стоит расставаться с фанатичным поклонением нашего юношества самым разным кумирам — так, как предлагает в своих психоаналитических упражнениях В.Девяткова.
Прощай, грусть, прощай!
Вика Девяткова
Я прихожу домой и смотрю фильм с участием Ива Монтана. Потом сажусь у окна, курю и слушаю голос Ива Монтана. Сажусь за стол и долго смотрю на приколотую к стене фотографию Ива Монтана. Засыпая, я мечтаю, как хорошо было бы снять фильм по повести Франсуазы Саган с Монтаном… Он идет ко мне по Монмартру, несет в руках ворох подснежников, подходит ко мне и говорит по-французски: «О господи! Как вы надоели мне со своей любовью!»