Швеи задыхаются в подполье. Дайте им кислород
Eще не так давно вождь мелких предпринимателей Алексей Оплетаев носился с идеей создать в городе пару десятков швейных мини-фабрик. Предприниматели приходили в мэрию, высыпали на столы чиновников одежду собственного изготовления. Просили помочь с помещениями. Мэрия предложила несколько вариантов. Ателье с готовым персоналом предпринимателей не устроили, а огромное помещение заводского типа на окраине города активно не понравилось. Словом, из контакта ничего не вышло.
Однако швейные мини-фабрики и цеха плодятся как грибы. Сколько их — никто не знает, но Оплетаев называет цифру с двумя нолями. Все эти производства ютятся на квартирах — поди, налоговик, отыщи. Косвенным доказательством служат те же неисчезающие рыночные торговцы. На поездку в Стамбул в состоянии разориться единицы, чем же тогда торгуют? Вещами, сработанными на подпольных цехах нашей Родины, и Тюмени в частности.
При посредничестве Алексея Оплетаева и его брата, предпринимателя Александра, мы совершили экскурсию на один такой цех.
Собственно, цехом это можно назвать очень условно. В своей квартире Валентина Алексеевна Данилова (она смело разрешила печатать фамилию) несколько лет назад поставила полупромышленный вязальный станок фирмы «Brother». Замечательная техника была куплена за 3100 долларов в Арабских Эмиратах во время коммерческой поездки. Тогда Валентина Алексеевна активно челночила. Шить одежду было мечтой, каким-то внутренним стремлением. Глядя на топорную работу турецких и прочих «мастеров», она думала, что может сшить намного-намного лучше.
По образованию Валентина Алексеевна музыкант. В челноки подалась из одного учреждения культуры, ясно почему. До кризиса станок большей частью простаивал — хозяйка работала на нем по настроению, вязала себе или знакомым. Все изменилось после скачка доллара: станок превратился в настоящее средство производства.
Пример подала знакомая, которая приходила вязать теплые колготки, как раз такие, в которых ходят зимой продавщицы рынков. Наблюдая ее мастерство, Валентина Алексеевна думала, что никогда так не сможет. Попытка работать профессионально показала, что одного внутреннего стремления мало. Начинающая вязальщица потратила немало пряжи и времени, прежде чем добилась приемлемого результата.
Постепенно дело наладилось. Валентина Алексеевна стала вязать детские шапочки, пуловеры и тому подобное. Для сшивания, кетлевания и других операций хозяйка станка нанимала специалистов. Так выстроилась цепочка, которую вполне можно назвать фабрикой.
Вещички стали пользоваться спросом у коммерсантов. Качество — высокое, пряжа — не какая-нибудь турецкая из сплошных синтетических волокон, а с нашего КСК. Модели Валентина Алексеевна берет из «Бурды», «Сандры» и подобных журналов и каталогов. Вышивку делает на программируемой швейной машине, к которой прилагаются дискеты с рисунками. Ну а лейблы и этикетки вообще не проблема. На стамбульском базаре за гроши можно купить какие хочешь. Марки Даниловой — «ltak collection» и «Minnie Mouse» (подружка Микки Мауса).
Но скоро выяснилось, что производство невозможно развивать без горючего, именуемого рублем. Чтобы получить готовую вещь, надо вложить деньги и туда и сюда. А коммерсанты не платят сразу — только после реализации. Гора заготовок начала расти. Партнер-реализатор помог — купил пряжу для своего заказа. Но даже это не помогло. Сегодня фабрика Даниловой практически остановилась.
Наверное, Валентина Алексеевна пока не сильна в производственном планировании. У дочери возникло горячее желание выучиться на швею, чтобы экономить материнские деньги. Да нечего уже экономить, а — бесплатно в наше время не учат. Семья проедает последние гроши. Дожили, что за неуплату отключили телефон.
По мнению Валентины Алексеевны, спасение в кредите. Банк кредита не дает, к тому же и условия совсем не подходящие. Вся надежда на государство, в данном случае на городскую администрацию. Будет ли какая-нибудь помощь? Валентина Алексеевна готова работать легально и платить налоги. С сорока рублей пять отдавать в казну. Но только не наоборот.
Поддержать, обязательно надо поддержать Данилову и ей подобных. Наверное, есть более успешные подпольные фабриканты, которым ничего не надо. Но они и не дают ничего бюджету. Пора бы мэрии всерьез, а не на словах, заняться развитием малого бизнеса.
После экскурсии я отправился в кабинеты начальников. Председатель свежеиспеченного комитета по промышленности и предпринимательству Николай Батарчук оказался не готов обсуждать проблему легализации швейных мини-производств. Но обещал заняться всеми, кто обратится за помощью. По словам Батарчука, кое-что можно сделать в рамках городской программы по поддержке малого и среднего бизнеса, которая скоро будет готова.
Заместитель главы города Валерий Федоренко посетовал на несерьезность предпринимателей, сказал, что швейникам надо бы по-деловому подойти к общению с мэрией. Хотя бы оформить заявку, представить бизнес-план. Найти удобное во всех смыслах помещение не так-то просто. Eсли бы предприниматели обратились в комитет по имуществу, там бы, сказал Федоренко, постарались помочь.
***
фото: