Тропинками «Сибирского Лукоморья»
1 нюня состоялось торжественное открытие IV региональной выставки детского творчества «Сибирское Лукоморье» в Тюменском музее ИЗО.
Отчего же — «Сибирское Лукоморье»? Ответ — в книге тюменского пушкиноведа Аркадия Захарова «На неведомых дорожках», которая вышла, правда, без одной главы, уже вторым изданием. Оказывается, Лукоморье надо искать у нас! Но не буду пересказывать занимательные отрывки…
Сказочные места рождают сказочных героев и сказочное творчество. И хотя нынче дети поражают порой чересчур мрачным и взрослым видением мира, в большинстве работы конкурсантов светлы и воздушны. У юных сибиряков оказалось множество действительно трогательных произведений — да-да, ибо и в миниатюрки, и в гигантские экспозиционные фрагменты вложено огромное количество души, если вообще дозволено измерить душевную субстанцию.
Среди членов жюри были представители Санкт-Петербурга, Eкатеринбурга, Тюмени.
Надо ли говорить, что героями экспонирующихся произведений были А.С.Пушкин и его персонажи. Посвящение конкурса дети не восприняли буквально — они прочувствовали Пушкиниану, они прожили вместе с героями необыкновенные приключения, они по-настоящему погрузились в XIX веки глубокую русскую древность.
В жюри лидировал голос художника из Eкатеринбурга заслуженного работника культуры России Георгия Письмака, он является членом исполсовета федерации ассоциаций и клубов ЮНEСКО России, директором лицея-интерната искусств им. С.П.Дягилева, Почетным гражданином г.Сан-Хосе (США), Гражданином мира.
Георгий Александрович выработал свою концепцию развития муниципальных учреждений образования и культуры, с чем и познакомил собравшихся на семинаре, состоявшемся сразу после открытия выставки. «Eсть научные наблюдения, — звучало с трибуны, — что ребенок нюансово «глохнет» с 8 лет, поэтому музыканты учатся с 5-6 лет. А как художник это юное создание «слепнет» нюансово к 9-10 годам. Вся наша система восприятия потеряна. Мы начали развивать чувство цвета». Присутствующие явно заинтересовались экспериментом по развитию различных типов мышления с помощью различных видов искусства.
Я попросила кратко охарактеризовать выставку Наталью Александровну Паромову, заведующую методическим отделом ТМИИ и преподавателя ДХШ.
— Экспозиция имеет свой особый внутренний ритм. Ребята тонко чувствуют музыкальность пушкинской прозы. 200 учащихся ДХШ представили 200 работ, обычно студии не принимали участия, но в этом году было сделано исключение для творчески одаренных ребят из многих студий, клубов и общеобразовательных школ, и в результате — более 1000 работ, в том числе и коллективных авторов. Дети смогли передать сказочное окружение, а это — главное.
По серебристой воздушной вуали узнается тобольская школа акварелистов. Ишимские ребята сумели передать необъяснимую атмосферу таинственности, окружающую литературное творчество и творчество вообще. Тюменская ДХШ работает над образами Пушкинианы уже два года, что и позволило создать большую самостоятельную выставку в стенах музея. Поселок Менделеево под Тобольском мал, но имеет сильную графическую школу. А какое необыкновенное сияние у детской школы искусств: интеллект и непосредственность.
— Жаль, что такая неповторимая школа, как куркутовская — единственная в Тюмени, создающая авторские программы и поддерживающая именно творческую потенцию ребенка (Наталья Ивановна говорит о педагоге Марине Куркутовой), не была полно представлена в экспозиции.
И вот 3 июня в 16 часов состоялось долгожданное подведение итогов. Счастливые победители обнимали огромных плюшевых мишек, перелистывали альбомы Врубеля и распаковывали новенькие мольберты. Теснота, недоразумения, улыбки, восторги — это все унеслось с облетевшими лепестками яблонь, и залы теперь, слегка опустев, готовы вести ребятишек и их родителей в путешествие по «Сибирскому Лукоморью».
***
фото: «Сказки Пушкина». Ковальчук Лена, 13 лет (г. Излучинск)