Свет любви
Вчера в выставочном зале ОНМЦ «Культура» при содействии Союза фотохудожников РФ и рекламно-издательского агентства «Блин» прошел вернисаж классика отечественного фотоискусства XX в. Александра Даниловича Гринберга (1885-1979). Выставку назвали «Модели фотографа Гринберга», ибо большую часть стендов занимают портреты и этюды с эротическими мотивами.
Мастер выпил до дня горькую чашу на страшном пиру своей эпохи, перестрадал и перенес беды революций, гражданской и мировых войн, после разгрома в 1929 г. старой фотошколы был зачислен леворадикалами по части упаднического искусства, однако смело выставил в 1935 г. свои портреты, заполненные светом и теплом любви, красоты человеческой. Особое совещание осудило Гринберга, его этапировали в БАМлаг, где он составил неплохую компанию великому русскому философу Павлу Флоренскому. Странные парадоксы судьбы — за ударный труд Гринберга освободили в 39-м, и он скрылся с глаз подальше от свирепых органов в музей Троице-Сергиевой лавры. Занимался пейзажами, репродукциями.
В 20-е гг. Гринберг освоил новую манеру своего поэтического реализма — запечатлел «искусство движения», особенно танец знаменитой Айседоры Дункан. Часть фотографий ее школы представлена на тюменской выставке. Стиль мэтра — нежно-романтичная дымка русского модерна начала века, античный след в фигурах, позах и интерьере. И звенит высокая тоска, светятся чувства и душевная красота ушедших от нас, полных когда-то счастливых и трудных исканий гармонии духа и тела.
***
фото: