Вокзал — ворота Тюмени
С началом строительства в 1881 г. железной дороги Eкатеринбург-Тюмень в лексикон тюменцев вошло новое слово — «вокзал».
Прелюдия
16 октября 1881 г. на экстренном собрании городской думы обсуждался вопрос об отводе земли под строительство железной дороги и одновременно запрос инженера В.И. Мациевского, отвечает ли место, которое он выбрал для устройства пассажирской станции, интересам города — «против малого городища». Городская дума постановила «уведомить г. Мациевского, что предложенное им место… вполне соответствует городским интересам». Вокзал был построен и готов к открытию 6 декабря 1885 г.
Первый вокзал
Тюменцы старшего поколения помнят свой первый железнодорожный вокзал, сохранившийся теперь только на старых фотографиях. Он был маленький, двухэтажный, беленый снаружи, весь в кирпичных кружевах, с толстыми стенами. Находился он там, где теперь на перроне нового вокзала зеленый газон. Под газоном сохранился и фундамент старого вокзала.
На фотографиях конца XIX -начала XX вв. видно, что со стороны железнодорожных путей перед зданием вокзала имелся навес на фигурных, видимо, чугунных, столбах, пассажирские поезда проходили под ним, и люди в непогоду не мокли под дождем, заходя в вагоны.
Внутри вокзал разделялся на три части: зал кассовый, зал ожидания с массивными дубовыми диванами (на их высоких спинках были вырезаны буквы «МПС») и ресторан. У двери на перрон висел изрядных размеров медный колокол, в который обязательно звонил дежурный по вокзалу, выходя встречать пассажирский поезд.
Перед вокзалом со стороны города — площадь с сиреневым сквером и фонтаном. В центре чаши фонтана, лежа на камнях, дремала олениха, а над ней в настороженной позе стоял олень с ветвистыми рогами. Новый вокзал построили на месте этого сквера, а скульптурную группу оленей я видел позже в пионерском лагере им. Константина Заслонова. Вокзал и площадь отделялись от города шеренгой мощных тополей, посаженных, видимо, еще в прошлом веке.
Старый вокзал было приказано снести в одну ночь, чтобы накануне октябрьских праздников 1974 г. открыть здание нового. Курсанты из военно-инженерного училища бульдозерами и прочей техникой таранили старые стены. Но и к утру старый вокзал позиций не сдал. Открыли новый, а со старым, уже не спеша, возились еще месяц.
Новый вокзал
В конце 60-х гг., когда через Тюмень хлынул пассажирский поток на нефтяные и газовые новостройки, открыли железную дорогу на Тобольск и далее, в район Сургута. Возникла потребность в более просторном здании вокзала. В июне 1970 г. механизаторы мостоотряда N 36 начали забивку свай под фундамент нового здания, а в марте 1973 г. начались отделочные работы. Облицовку вокзала гранитом, мрамором и травертином выполнили гранитчики московского «Метростроя». Строили вокзал по проекту архитектора Юрия Мелюшкина из института «Мосгипротранс».
Новый вокзал был готов, по обычаю того времени, к «красной дате» — 7 ноября 1974 г. Комиссия приняла его 4 ноября. По этому поводу состоялся митинг. Речи произносили A. И. Ханжин, председатель горисполкома, Д.И. Коротчаев, начальник управления строительства «Тюменьстройпуть» (это его подразделение СМП N 280 возводило вокзал), Б.П. Заболотный, начальник вокзала.
Строили по тому же проекту, что и в г. Ульяновске, на родине B. И. Ленина. Этим фактом в те годы тюменцы чрезвычайно гордились. Новое здание намного просторнее старого и построено по моде того времени — из стекла и бетона. Наверху самой высокой, центральной, части, где расположена гостиница для транзитных пассажиров, располагаются часы с механизмом Eреванского завода.
Как и в старом вокзале, здесь есть ресторан, залы ожидания и кассовый. Вместимость вокзала увеличена за счет подвального этажа, из которого сделан выход на второй и третий пассажирские пути. Вокзал рассчитан на одновременное пребывание 1500 пассажиров. При необходимости можно раздвинуть стены кассового зала, и вокзал сможет вместить еще больше пассажиров.
Вожди на тюменском вокзале
За более чем вековую историю тюменского вокзала миллионы людей прошли через его двери, но пребывание в нем выдающихся личностей отмечено мемориальными досками.
В начале декабря 1920 г. на агитпоезде «Красный Октябрь» в Тюмень прибыла группа ответственных работников из Москвы во главе с М.И. Калининым, уже тогда занимавшим должность председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР. В эти дни в Тюмени проходила губернская партийная конференция. М.И. Калинин выступил на ней с речью. (В 1954 г. в Тюмени в его честь назвали улицу, поселок и совхоз вблизи города).
Вторая мемориальная доска сообщает, что в марте 1922 г. на станции Тюмень находился тогдашний министр путей сообщения, более известный как председатель ВЧК и ГПУ Ф.Э. Дзержинский. Пробыл он в Тюмени не более двух часов, но, видимо, неплохо «взбодрил» местные власти, которые вскоре выдали паровозным бригадам зарплату, которой рабочие не видели уже много месяцев.
Пока нет мемориальной доски, отмечающей пребывание на станции Тюмень «горячо любимого товарища Леонида Ильича Брежнева», Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР, с ним были министр обороны Д.Ф. Устинов и заведующий отделом ЦК Л.М. Замятин.
Прибыл генсек на станцию Тюмень в марте 1978 г. специальным поездом из четырех вагонов на тяге двух тепловозов (тогда железная дорога до Тюмени еще не была электрифицирована). Леониду Ильичу захотелось побывать на месте своей службы в рядах Красной Армии в Забайкалье. Тюменские власти полагали, что генсек пожелает осмотреть город, и тщательно к этому подготовились. В окрестных магазинах «выбросили» дефицитные товары, народ выстроился в очереди. Но «любимый генсек» уехал, так и не увидев города.
Будни
Вокзал живет своей беспокойной жизнью круглосуточно, без выходных и праздников. За прошедшие 25 лет его ни разу основательно не ремонтировали, он потерял былой вид, облезли стены, разбились двери…
Относительный уют, чистота и порядок, которые каждый пассажир ощущает на вокзале, создается заботами двух женщин — начальника вокзала Марии Ивановны Бондаревой и ее заместителя Клавдии Петровны Завьяловой (уже пять лет они находятся на своих беспокойных должностях) — и всего обслуживающего персонала. Ожидается существенная реконструкция вокзала, возможно, уже в конце этого года, если позволят финансы МПС. Проектом предусмотрена возможность расширения вокзала за счет переноса стеклянной стены кассового зала в сторону перрона. Число пассажиров превысило расчетную цифру 1500, теперь ежесуточно здесь проходит 10-12 тысяч человек. К летнему сезону этого года будет открыт после ремонта зал ожидания повышенной комфортности. Тюменский вокзал — одна из составляющих Дирекции обслуживания пассажиров отделения дороги. Возглавляет дирекцию Г.А. Сычев, в ее ведении семь вокзалов. Предполагается, что к своему 25-летию вокзал оденется в строительные леса.
Летайте поездами МПС!
Зимой через станцию Тюмень проходит 22 пары пассажирских поездов, летом — 28 пар. В 1998 г. пассажирский поток через вокзал увеличился на 57,3 процента, но прирост получен за счет пригородного сообщения, «дачных» электричек.
***
фото: