X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Запомните фамилию — Коротчаев

На днях в одной из городских газет заметка о Дмитрии Ивановиче Коротчаеве была названа: «Соратник Муравленко». Нимало не пытаюсь умалить значение масштабной и трагической фигуры главного тюменского нефтяника. Но скажу, что в своем деле транспортный строитель Коротчаев был вполне самодостаточен, и его заслуги в сооружении железнодорожных магистралей сопоставимы с трудами Муравленко. К тому же к моменту их знакомства на тюменской земле, куда Дмитрий Иванович прибыл лишь годом позднее Виктора Ивановича, Коротчаев уже 37 лет строил железные дороги, в том числе и знаменитую трассу мужества Абакан-Тайшет. Каждому, как говорится, свое.

Так получилось, что в последние пять лет жизни Коротчаева мне часто приходилось с ним встречаться. Вспоминается масса деталей. Даже наивных. Например, если в северном СМП, куда Коротчаев приезжал с инспекцией или для проведения актива, устраивали обед, он вынимал из нагрудного кармана пиджака рубль и аккуратно клал его рядом с тарелкой.

Вот, например, управленческий анекдот тех времен. Как может все управление «Тюменьстройпуть» отдохнуть по двум путевкам? Ответ: Коротчаев с женой уезжают в отпуск. Помню, как Олег Шапошник, главный инженер Строительства, жаловался: «Отец родной уехал на месяц, а заданий оставил — на два».

Было что-то в Коротчаеве, кстати, так и не получившем высшего образования (сегодня люди, занимающие аналогичные посты, запросто становятся докторами наук и академиками; ему это было ни к чему, он был — Коротчаев!), глубоко интеллигентное. Например, даже тогда, когда он привык к моему микрофону и перестал его замечать, ни разу с его языка не срывалось слова ненормативной «строительной лексики».

Рассказывали, что он был категорически против, чтобы на строительстве дороги Тюмень-Сургут-Уренгой применялся спецконтингент. Иначе говоря, заключенные. Николай Доровских сказал мне, что этот вопрос обсуждался и на абаканской трассе в начале 60-х годов. Но Коротчаев сказал, что надо ориентироваться на молодежь. Пусть труд заключенных дешевле, но дорогу должны строить свободные люди.

Мне представляется это символичным. Дорога шла от Абакана к Тайшету, в край сплошных сталинских лагерей. Я думаю, это впечатление человеческой беды и человеческого унижения не могло не подействовать на Коротчаева.

Сохранился мой блокнот 1981 года — ближайшие сотрудники Дмитрия Ивановича рассказывают о своем начальнике.

— С ним легко. Он дает конкретное задание и требует выполнения. (Иван Шалышкин).

— Кто ведет себя неправильно, тут очень жесткий спрос. (Анатолий Костин).

— …Легко, потому что помогут, Трудно, потому что Д.И. требует не рядовых решений. (Николай Доровских).

— Мою любовь к Коротчаеву или его любовь ко мне все знают: где ни труднее, там я с бригадой. Какая тут любовь? Он всех любит, кто работает. (Виктор Молозин).

— Я всегда думал, как бы сложилась моя жизнь, если бы я не встретился с такими людьми, как Дмитрий Иванович. Такую здоровую обстановку, такие хорошие отношения со смежниками редко где увидишь. Неурядицы, мелкие интриги — Коротчаев все сметает. Для него главное — построить. Стремительного плана товарищ. (Олег Шапошник).

Я выбрал лишь несколько фрагментов. Я мог бы продолжать и продолжать. Например, о том, что Коротчаев мечтал покрыть всю азиатскую часть страны сетью пионерных железных дорог. Не ради каких-нибудь уже найденных полезных ископаемых. Ради того, чтобы земля была обжитой.

…Сегодня соберутся ветераны транспортного строительства отмечать 90-й день рождения Коротчаева. Не только товарищи по оружию, а родные и близкие люди, когда-то собранные вместе и сплоченные большим и добрым человеком. Запомните это имя — Коротчаев Дмитрий Иванович.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта