X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Почему кредиторы дружат с московским правительством?

В августе, 17-го, — пошутил как-то Геннадий Хазанов. Но сначала, в первые дни обвала, нам было не до шуток. Заволновались наши кредиторы-иностранцы, вкладывавшие деньги в Москву, в развитие ее инфраструктуры. Однако постепенно волнение пошло на убыль — Москва продолжала исправно платить по всем своим обязательствам.

Системный подход

У нас разработан план на случай работы в условиях кризиса, он предусматривает, как «расшивать» банковские неплатежи. Во главе с мэром регулярно собирается финансовая комиссия, на ее заседаниях вопросы преодоления кризиса не только обсуждаются, но и оперативно решаются. Так, действует система экстренных мер по «расшиванию неплатежей» в городском бюджете. При этом определены такие приоритеты: социальные выплаты, платежи по зарплате, пенсиям, пособиям, снабжение лекарствами лечебных учреждений. Остается, правда, главная проблема в банковских делах — выплата вкладчикам денег с вкладов, но это — не московская проблема, а общероссийская. К тому же она постепенно решается.

Приватизация по-московски

Определенный запас прочности у нас образовался за счет приватизации, которая происходила в столице совсем на других условиях, нежели по всей стране. В Москве приватизировано более 13 тысяч предприятий разных отраслей. В ходе приватизации мы исходили из рыночной стоимости объектов недвижимости с учетом конъюнктуры рынка и инфляционных процессов. Землю под приватизируемыми предприятиями не продавали, а сдавали в долгосрочную аренду. Так же поступили с многочисленными помещениями.

Мы можем утверждать, что не позволили за бесценок распродать крупнейшие и перспективные предприятия, разрушить социальную инфраструктуру. Это позволило получить значительные средства для города. Главное же отличие московской приватизации в том, что полученные деньги мы не проедали, не латали ими дыры в бюджете, а вкладывали в развитие города. Цифры подтверждают, что городское имущество может очень даже хорошо наполнять бюджет — в 1997 году от использования этой собственности поступило 7,7 триллиона «старых» рублей. Причем менее 1,3 триллиона — от продажи имущества, от приватизации, остальное — от аренды. В прошлом году доходы от использования собственности составили также свыше 7,7 миллиарда «новых» рублей.

К сожалению, приватизационные процессы подходят к концу, и мы осознавали, что довольно скоро этот источник иссякнет. Сейчас, чтобы как-то компенсировать потери от кризиса, мы намерены нарушить правило — не торговать московской землей, и предложили депутатам городской думы провести решение по продаже нескольких земельных участков в собственность.

В Москве дефолта не будет

В целом же инвестиционную политику города формирует Инвестиционный экономический совет Москвы, который возглавляет мэр Юрий Лужков. Работниками нашего Комплекса по экономической политике была разработана инвестиционно-заемная система. Смысл ее — в привлечении средств мелких инвесторов, российских и зарубежных, для развития Москвы через выпуск облигационных средств.

Помимо этого, мы стараемся привлекать и крупных кредиторов. Мы рассчитываем, что, увидев нашу платежеспособность, зарубежные партнеры продолжат программу предоставления займов Москве и даже примут участие в новых проектах. Все мегаполисы мира — и Москва не исключение — развиваются за счет займов.

Говоря о проблеме внешних и внутренних долгов, ставших камнем преткновения на путях развития российской экономики, мы хотим напомнить, что московское правительство никогда не подписывалось под решениями заморозить долги и слово «дефолт» произносить не собирается. Более того, я утверждаю, что кредиторы дружат с московским правительством потому, что мы занимаем исключительно под собственные возможности и гарантии: под продажу или аренду городской земли и недвижимости.

Правительство Москвы заинтересовано в притоке иностранных капиталов и готово для создания соответствующего делового климата идти на предоставление дополнительных льгот и гарантий для инвесторов. Московская городская дума приняла ряд законов и нормативных актов, благоприятствующих развитию инвестиционных процессов, а также создающих условия для защиты иностранных вложений. В столице зарегистрировано более 11 тысяч совместных предприятий, тысячи зарубежных фирм открыли свои представительства. Работы хватит на всех. Например, есть очень крупные городские проекты, для участия в которых мы приглашаем иностранцев, — создание Московского международного делового центра «Москва-Сити»; реконструкция исторического центра Москвы, Китай-города, Лужников, Гостиного двора, создание Арбатского бульвара с торгово-административным центром, создание свободных экономических зон в районе аэропортов «Внуково» и «Шереметьево».

По нашим прогнозам, Москва еще 5-7 лет будет оставаться «столицей инвестиционного бума», это же подтверждает и активный интерес иностранцев к предлагаемым им планам сотрудничества. Например, в 1997 году в выставке «Инвестиция — Строительство — Недвижимость» приняли участие 174 компании из 16 стран мира, а в 98-м представили свои проекты уже 300 фирм из 19 стран мира и 14 российских регионов.

Интерес получает свое отражение и в таких цифрах: за четыре года объем инвестиций в экономику города вырос с одного миллиарда до восьми миллиардов долларов в год. Эти цифры — показатель доверия и нашей надежности.

ИМА-пресс

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта