Москва без еды не останется
Виталий МОРОЗОВ, министр правительства Москвы, руководитель департамента продовольственных ресурсов
Нынешнюю зиму все ожидали с тревогой — Москве предсказывали голод и холод. Наверное, в девяти из десяти московских семей запаслись крупой и макаронами, растительным маслом и бульонными кубиками на год вперед. Людей можно понять — неожиданно возникшие, хотя и на короткий период, очереди и опустевшие прилавки магазинов, от которых уже давно отвыкли москвичи, напугают кого угодно.
17 августа 1998 года породило паралич расчетно-банковских операций, значительные потери предприятиями продовольственного комплекса города собственных оборотных средств, замороженных в банках, общий обвал неплатежей в торговле и обесценение средств в результате падения курса рубля. И вот в этих экстремальных условиях выдержала экзамен на прочность созданная в Москве и отлаженная в течение семи лет система продовольственного обеспечения почти 12 миллионов человек (девять — своих, жителей Москвы, и три миллиона приезжих). В Москве действует система формирования страховых запасов основных видов продовольственных товаров, а также межсезонного, рассчитанного на 9 месяцев, городского запаса картофеля и овощей. Предприятия оптового звена на конкурсной основе закупают продовольствие за счет бюджетных кредитов и обеспечивают ежедневный оборот в 25 тысяч тонн продуктов.
Сегодня я с полной ответственностью могу сказать, что Москва без еды не останется. Правительством Москвы принята программа на 1999 год, в которой четко установлены объемы закупок и поставок в город социально значимых продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов, сливочного и растительного масла, цельномолочной продукции, сахара, крупы, рыбопродуктов, зерна и других товаров.
Определяются и объемы закупок для межсезонного хранения картофеля и овощей. В департаменте на конкурсной основе прошли отбор поставщики из Подмосковья, определены 60 производителей, которые обеспечат Москву «борщевыми» наборами. Полным ходом идет договорная кампания с поставщиками из других регионов России.
К сожалению, кризис, падение курса рубля вызвали резкий рост цен на продукты питания, многие из которых, закупаемые в значительных объемах по импорту, например, мясо, масло, сахар, рис, подорожали в 1,7-3,5 раза. В связи с этим значительное количество москвичей вынуждено ограничить потребление более дорогих качественных продуктов и увеличить покупки дешевых.
Наша задача — насытить рынок, создать на нем конкурентную среду, понуждающую продавца удерживать приемлемые цены, а время от времени и снижать их. Необходимо найти способы исключения из товаропроводящей сети лишних посредников, присваивающих себе доходы за счет накруток в цене. Надо расчищать товаропроводящие каналы и от криминала. Eсли государство отказывается заниматься проблемой цен, их регулированием в соответствии с принципами социально ориентированной рыночной экономики, то цены на рынке начинает диктовать мафия.
В России сегодня только Санкт- Петербург не имеет собственной сельскохозяйственной базы. На городских площадях ничего съедобного не произрастает, а на улицах скот не пасется. Ни о какой продовольственной независимости этих городов и речи быть не может, поэтому мы выступаем за укрепление хозяйственных, экономических связей с российскими территориями. Мы неукоснительно следуем правилу: все, что можно купить у российских товаропроизводителей, — должно закупаться в первую очередь. В прошлом году такие продукты, как овощи, картофель, молоко и цельномолочные продукты, яйца и рыба, были закуплены в России, зерно и сахар тоже, хотя часть все же пришлось завезти с Украины и из Казахстана.
В то же время наше стремление закупать продовольствие в российских регионах не может быть удовлетворено из-за ограниченности ресурсов, общего спада в аграрном секторе. Больше того — в ряде краев и областей администрация стала запрещать вывоз продукции. Появились «невыездные» товары в Ставропольском, Краснодарском краях, Костромской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской областях.
Хотел бы особо подчеркнуть, что наш подход к расширению сотрудничества с российскими регионами мы строим на принципах взаимной заинтересованности. Московский продовольственный рынок открыт для регионов. Это не декларация. Для расширения деловых контактов между поставщиками и московскими потребителями создана постоянно действующая продовольственная ярмарка с собственной службой маркетинга. Для организации розничной торговли продуктами из регионов на территории Москвы выделено более 400 площадок, в последнее время создается также сеть региональных фирменных продовольственных магазинов. Серьезную работу с регионами проводит подведомственное департаменту государственное унитарное предприятие «Моспродконтракт». Руководители, ведущие специалисты департамента регулярно посещают регионы, знакомятся с их возможностями, договариваются о поставках. Немаловажно, особенно сегодня, в условиях кризиса неплатежей, что департамент обеспечивает аккуратные расчеты.
В меру своих сил и возможностей Москва оказывает и материальную поддержку некоторым своим постоянным поставщикам сельскохозяйственной продукции. Наши партнеры могут рассчитывать, что при установлении более глубокого сотрудничества — производственной кооперации, создании совместных предприятий — Москва может гарантировать им внедрение новых технологий, модернизацию производства, увеличение объемов продукции, применение современной упаковки и, в конечном счете, надежный сбыт.
Так, по инициативе правительства Москвы и Московской области было создано производственно-торговое объединение «Ма- лино», в которое вошли шесть сельских хозяйств Подмосковья и плодоовощная база «Малино». За первый год деятельности с помощью новой технологии значительно увеличилось производство картофеля и овощей, а их поставки в Москву возросли с 17 тысяч тонн до 40. Сейчас встала задача непосредственного участия москвичей в создании в регионах высокорентабельных предприятий, цехов, животноводческих и других хозяйств. Это будет способствовать укреплению материальной базы в регионах, позволит поднять на качественно новый уровень работу продовольственного конвейера, обеспечивающего Москву.
Расширение взаимовыгодного межрегионального экономического сотрудничества для нашего государства является стратегической задачей, поскольку оно консолидирует хозяйственные усилия и возможности регионов, укрепляет целостность Российской Федерации, «сбивает» появившуюся сегодня в условиях кризиса тенденцию к сепаратизму, в том числе продовольственному. Кое- кто на этой волне пытается противопоставить интересы Москвы и регионов.
И как тут не вспомнить убедительно высказанное замечание мэра Москвы Ю.Лужкова о том, что «противопоставление Москвы регионам — это философия наших оппонентов, а наша философия — объединительная».
ИМА-пресс