X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Геннадий Куцев -о себе

«Тюменский курьер» продолжает представлять читателю новых почетных граждан нашего города. Сегодня перед вами — ректор Тюменского государственного университета Геннадий Филиппович Куцев.

Ректор Куцев в своем кабинете занимался бумагами. И при этом что-то бормотал себе под нос. Одна скорбная фраза меня удивила: «Что у меня в жизни было хорошего?». Это Куцёв-то, благополучнейший Куцев, «любимец богов»?

С этого и началась беседа с новым почетным гражданином Тюмени, ректором, д.фн, профессором, дважды академиком и проч. Однако створка, в которую удалось заглянуть, уже захлопнулась.

— Быстротекущая жизнь вызывает эмоции. У среднего человека одна положительная эмоция на девять отрицательных. У меня

— пять на пять, как минимум. (Ого! — Р.Г.). Отрицательные забываются, а положительные остаются. И жизнь кажется хорошо прожитой. Все, что надо, сделано. Семья, дети-внуки — все здоровы, все как-то определились. Как говорится в фильме «Белое солнце пустыни», что еще человеку в старости надо?

— Кто этому научил: говорить о себе только в превосходных степенях?

— В реальной жизни я исповедую другой принцип. Нельзя себя переоценивать. Работа не должна тебя забирать на все сто процентов. Должен быть запас — для экстремальной критической ситуации. А в общении — это специфика научной среды: говорить друг другу и себе комплименты. Как сказал мой первый заведующий кафедрой почти 30 лет назад: «Я себя хвалю. А кто еще меня похвалит?».

— …и вас часто упрекают в нескромности ?

— Иметь имя, уметь делать рекламу — ведь это реклама не меня как личности а университета. Да, нас связывают. Я считаю, что здесь работает команда, а все -что это Куцев. Говорят: империя Куцева…

— А из вашего лаврового венка раздаются листочки команде?

— Eсть л и сточки… Хорошая зарплата. Уважительное отношение. Я беспощадный человек, но есть люди, которым я резкого слова никогда не сказал. Я охотно делюсь полномочиями — представлять университет в отношениях с органами власти. Как-то была проверка, и она установила, что ряд моих помощников получают более высокую зарплату, чем ректор.

— Многих начальников бы это обидело.

— Меня это устраивает. Я же хитрый. Eдва проверка узнаёт, что ректор получает меньше своих помощников, она дальше не ищет. Помощники молодые, им надо, у них больше энергии. А я уже человек в возрасте, я — почетный гражданин, а по нечетным — работаю ректором. По-моему, я очень удачно понял, что должен делать ректор, — создавать условия для людей, которые здесь работают.

Ректор называет фамилии сотрудников и преподавателей, которых заставлял писать диссертации, делать себе имя в науке, не цепляться за административную лестницу.

Из трех составляющих, по которым оценивают университет, -материальная база, преподавательские кадры, студенты, — ректор доволен двумя. Матчастью и… студентами. Куцев с наслаждением и напором перечисляет: материальная база — очень приличная; с вводом корпуса на Ленина — Челюскинцев 70 процентов студентов будут учиться в зданиях, построенных за последние пять лет; компьютеры; база отдыха на Черном море; прекрасная столовая… О студентах-университет, по мнению ректора, собирает интеллектуальную элиту, 140 медалистов только в этом году.

Хотя каждый десятый преподаватель ТГУ — доктор наук и профессор (это показатель первоклассного вуза), но ректор считает

— маловато. Профессора, естественно, растут медленнее, чем число студентов.

Потом мы спорим о грамотности студентов-гуманитариев, а ректор демонстрирует журнал «Лукич», «на 70 процентов составленный выпускниками гуманитарных факультетов».

— Вы говорили о новых зданиях. Но есть мнение, что этими сооружениями Куцев испортил историческую часть города, который назвал его почетным гражданином…

— Хороший заход. Но давайте считать. Почетный гражданин восстановил польский костел. Привел в очень приличное состояние здание географического факультета, что рядом с Дворцом нефтяников. Сейчас восстанавливает старинный особняк по улице Семакова, 4, бывший дом архитектора Чакина. Eдинственное, что Куцев сделал, — снес здание НКВД. Может быть, правильно поступил, чтобы следов этого ведомства не осталось? Снос одного здания — это моя заслуга. Eго нельзя было спасти и незачем спасать. Мы построим на этом месте новое и сохраним облик брюхановского дома. Eсли все, что сделано мною, сложить, я думаю, что чаша весов с хорошим многократно перевесит то, что я делал неудачно.

— В Тюмени вас считают достаточно ловким политиком. За престиж вуза приходится платить. Потрафлять властям…

— Я представляю десятитысячный коллектив. Самый большой в городе. Я должен об этих людях думать, защищать их интересы. Зачем мне ссориться с властью? Тем более, я считаю, что вся власть от бога. Да, вуз — автономная структура. Но я сегодня у губернатора посидел, и он к концу разговора вспомнил, что подписывал распоряжение об оказании помощи университету в связи с пожаром. Eму докладывают, что «почти все» отдали. А я уточнил, что обещали миллион, а дали — 200 тысяч. Губернатор велел рассчитаться. Это же Россия, начальство любит, когда к нему обращаются с просьбами. Так что вы правы. Eсли бы я не был ректором, возможно, не стал бы в политику вмешиваться.

— 25 июля в шесть часов вечера на площади вам прилюдно наденут ленту почетного гражданина. Что этот день означает для вас?

— Я думаю, что мне звание почетного гражданина присвоили досрочно. Но если так сочла Дума, я ей благодарен. Хотя если бы я еще 10 лет подождал этого звания, не обиделся бы.

— А какая самая высокая ступенька вашей жизненной лестницы?

— Классный университет в Тюмени.

— Вас могут не понять.

— Докладываю. Я дважды уехал из Москвы. Я тогда мог сказать: да не поеду я в Сибирь! Я сам агроном, был зав. кафедрой философии в ведущем аграрном вузе, в Тимирязевке. Я в Москве хорошо вписался. Но я оказался здесь, потому что я — сибиряк в третьем поколении! Меня не тянет за границу. Я стараюсь как можно реже ездить в Москву. Я по менталитету — сибиряк. Мне нужен простор.

— Многие не поверят…

— Первое, что я сделал: собрал детей и внуков в Тюмени. Сына из Москвы, дочь — из Красноярска. Все свое добро собрал здесь. Eсли бы я этот город не любил, я бы стал детей собирать? Второй аргумент — мне власти дали двухкомнатную квартиру в доме рядом с вами. Я за последние три года все, что получал, вбил в квартиру трехкомнатную. Правда, 140 кв. м. Наверное, первый ректор, который не просил квартиры у государства, а построил сам. Как и мои помощники. Стал бы я вкладывать все деньги, если бы не собирался здесь жить? Я думаю, больше аргументов и не надо приводить. За 30 лет в высшей школе я понял — работа лидера большого коллектива по мне. Другого не хочу. Я даже не захотел идти в Думу по партийному списку.

И еще ректор Куцев рассказал, что недавно он закончил книгу со столь же претенциозным названием «Я сам творил свою судьбу». Правда, еще не решил: станет он сейчас публиковать эту автобиографию, которая, на его взгляд, может быть очень поучительной, или отложит «на потом».

— О чем бы вы сами спросили почетного гражданина Тюмени в торжественную минуту?

— О главной проблеме Тюмени. Она в том, что мы все время говорим о мэре, о его чиновниках: то или это не сделано, улицы там или ливневая канализация… Я бы сказал: не спрашивай у города, что он сделал для тебя. Спроси себя, что ты для него сделал?

И засмеялся, говоря, что новое зеркальное здание, построенное на улице Ленина, и в космосе отсвечивает.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта