Золотые дороги Тюмени
Как вы думаете, сколько стоит построить один километр загородной дороги? Четыре миллиона рублей. А городской улицы типа Пермякова — около одиннадцати. Суммы астрономические. Вот только качество российских дорог бесконечно далеко от уровня космических технологий.
Как считает Анатолий Шуваев, заведующий кафедрой автомобильных дорог архитектурно-строительной академии, наши дороги ненадежны из-за сложных климатических и гидрологических условий и отсутствия должного контроля за качеством. В отличие от строителей, имеющих дело с готовыми изделиями (кирпичи, плиты) с необходимыми параметрами прочности и долговечности, дорожникам приходится строить дороги из полуфабрикатов и самим подбирать условия для создания изделий.
К примеру, одним из важных условий долговечности дороги является температура уплотняемого асфальтобетона. Она должна быть не ниже 100 градусов. Получается не всегда, да и температура в основном определяется на глаз: пар идет, нет? Eсли и есть лаборатории, то по оснащенности приборами они отстали от уровня мировых технологий на 40-50 лет.
Немаловажную роль в строительстве дорог играет субъективный фактор. У нас каждый, начиная от дворника и заканчивая крупным чиновником, знает, как надо строить дороги. Пример того, что из этого получается, — улица Республики. Некоторые представители местной власти во время последней реконструкции улицы, вспоминает Шуваев, вывели аксиому: «Чем толще слой песка, щебня и асфальта, тем прочнее дорога». Сказано — сделано. Что в итоге? Продольные волны глубиной до 15 см.
В наших условиях для строительства городских дорог вместо щебня нужно жесткое основание из «тощего», укатываемого бетона. Предлагаемая конструкция несколько дороже традиционной, зато позволяет сэкономить на ремонте, без которого дорога с жестким основанием может прослужить целых 15 лет, а не пять лет, как на Республике.
Это отнюдь не ноу-хау. В Санкт-Петербурге по такой технологии дороги строят уже 25 лет. У нас впервые она использовалась при реконструкции улицы Пермякова. Инициатива принадлежит архитектурно-строительной академии. Она была поддержана Виктором Смолиным, начальником управления автомобильных дорог, и Аркадием Загородных, председателем комитета по транспорту области. Они вплотную сейчас заняты организацией качества проведения работ на всех этапах дорожного строительства. В ближайшее время в области появится несколько мобильных лабораторий по экспресс-контролю, оснащенных самыми современными приборами. И тогда о дороге можно будет узнать все, даже то, сколько средств затрачено на строительство. И это будет независимый надзор.
В последнее время, по словам Анатолия Шуваева, появилось очень много АО, АОЗТ, специализирующихся на дорожном строительстве. Шуваев называет их псевдодорожниками. Беда еще в том, что в настоящее время отсутствует технический контроль за деятельностью таких предприятий.