Благотворительное отделение связи в театре «Ангажемент»
В театральной жизни Тюмени произошло экстраординарное событие. На фоне своей горестной жизни молодежный театр «Ангажемент» преодолевает безденежье, постную сутолоку будней яркими творческими взрывами.
Директор Владислав Касперов, художественный руководитель Леонид Окунев и молодой талантливый режиссер Вадим Дегтерев получили согласие тоже молодого, но драматурга из Eкатеринбурга Олега Богаева на постановку одного из главных хитов театрального сезона 1998-1999 годов — сюрреалистического фарса «Русская народная почта». В этой печально-смешной трагедии народной жизни в современной России уже успели правдиво и пронзительно показать нынешнее зло Олег Табаков и другие известнейшие мастера столичной сцены.
Браво, «Ангажемент», что ты взялся за неимоверно трудную задачу. И хотя еще идут последние прогоны, недавно театр решил показать не совсем готовый спектакль тюменским театралам, журналистам, своим друзьям. Этакий общественный прием, просмотр постановки. Да простят мне профессионалы, пишу как бы домысливая увиденное, ибо еще не совсем готовы костюмы, декор, еще вносит коррективы в мизансцены постановщик. Но многое уже ясно, многое обещает стать этому спектаклю гвоздем нового сезона.
Во-первых, еще никто в Тюмени за последние десять лет не ставил такую остросовременную и актуальную вещь, да еще совсем свежую, написанную в прошлом году. Во-вторых, в «Ангажементе» подобралась труппа, словно специально предназначенная для этого страшного сюжета.
Потрясающе работает в роли одинокого пенсионера, погруженного в мрак отверженности обществом, государством, окружающими людьми, Ивана Сидоровича Жукова наш Леонид Окунев. В роли жены Жукова, а еще и символа Смерти, занята Наталья Кутьмина. Она понимает всю глубину холодного абсурда основного конфликта — злу, забвению в этой наступившей жизни дети, старики, нормальные люди не нужны. Как в рекламных объявлениях — приглашаем на работу лиц не моложе 20 и не старше 35 лет. И вот уже Смерть, явившись забрать Жукова, оборачивается его женой, чтобы на таком свидании создать иллюзию их прошлого обычного житейского счастья. Запоминающаяся и емкая работа Кутьминой в органичном дуэте с Окуневым.
Как всегда, на высоте Алексей Шлямин, играющий псевдо-Ленина. Шлямин и артистка Людмила Петрушева составили интересный дуэт вождя и английской королевы Eлизаветы II, волею рока принявших обличье человекообразных насекомых. Но старый идейный спор о роли простого человека в любом государстве, где манипулируют его сознанием, продолжается.
Очень выразителен Михаил Панюков в ролях космонавта, а также Мишки, Гришки и Федора — друзей детства Жукова. Корешей вызывает из забвения по переписке пенсионер. Ведь основной сюжетный ход пьесы состоит в том, что Жуков начинает писать письма самому себе, читать их, восстанавливая прожитое, желая понять — почему именно его бросили, его, столько сил и трудов отдавшего родной стране. Но, придумывая за потерянных друзей жизнь, Жуков пытается вернуть смысл собственной. И ту устойчивость бытия, которую точно передает Панюков, успокаивает героя. Но ненадолго. Словно по неведомым каналам, сообщаются пенсионеру рассказы корешей о якобы счастливой их жизни. И вновь повержен герой — опять обман…
Этакой вестницей телевизионной промывки мозгов порхает в захламленной квартире Жукова артистка Юлия Бобровская. Делает это она интересно и так, что пенсионеру уже некуда деться от обволакивающей сознание сладкой лжи. Остается лишь разбить дурманящий экран.
Постановку усиливает сценография замечательного тюменского художника Александра Чемакина. На этот раз его авангардистский арт-наив, психоделические комбинации со старыми вещами в жилище Жукова только «оплакивают» старика. Он отвернулся от них — свидетелей его прошлого, он бросил их, ибо уже бросил самого себя. Ведь на Жукова навалилась такая тяжесть существования, что недавние дорогие спутники его судьбы лишь усиливали горькие думы. Действие сопровождается музыкальным оформлением известного в Тюмени мэтра Андрея Павлычева, созвучным разворачивающейся трагедии.
Дегтерев как постановщик оригинально прочитал текст, придав своей версии абсурдно-комическую окраску. На уже готовом для тиражирования образце афиши пьеса названа по-другому: «Комната смеха для одинокого пенсионера». Eсть даже жанровый подзаголовок, что зритель увидит игру. И невдомек нынешним молодым творцам, блестяще, остроумно и парадоксально устраивающим на сцене собственные иронические разборки с недавней советской историей, ее вождями и простолюдинами, что последним на этой земле умрет гуманное отношение к ослабевшему, нравственное беспокойство за жизнь русского человека. Вот почему и в этой странной постановке все-таки побеждают небытие герои Окунева, Панюкова и Кутьминой. Из них так и прет наш животворный традиционный реализм, честная боль, милосердие и сострадание на краю гибели, которые все равно проснутся в наших новых поколениях и вернут избесившейся жизни ее нормальный смысл.
И пусть молодые эстеты Дегтерев и Богаев упиваются своей пирровой победой, загоняют персонажей на арену абсурдного цирка, смеются над нашим нелепым на фоне рыночных тусовок старичьем — до поры до времени…
Они не поднимают глаз к небу, не видят журавлиного клина, улетающего в теплые края от нашей холодной зимы. Но весной птицы прилетят обратно.
***
фото: Иван Сидорович Жуков (арт. Леонид Оку нее) ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА