X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Половина москвичей работает в малом бизнесе столицы

Уважаемые читатели!

Этой публикацией редакция продолжает «горячую линию» Тюмень — Москва. Вы имеете возможность задать любой вопрос московским руководителям, которые будут выступать на страницах нашей газеты в течение двух-трех месяцев, или непосредственно мэру Москвы Юрию Лужкову. Ваши вопросы и ответы будут опубликованы в газете.

Телефонные звонки принимаются по телефонам редакции: 24-78-13, 46-80-50 и в Москве по телефонам: (095) 290-31-88, 290-41-84. Письма направляйте на адрес редакции: ул. Первомайская, 20 или по адресу: 103869, г.Москва, Калашный пер., дом 14, ИМА-пресс, с пометкой «Горячая линия».

***

Eвгений EГОРОВ, руководитель департамента развития и поддержки малого предпринимательства, министр правительства Москвы

В малом бизнесе столицы трудится около 2,7 миллиона человек — 50 с лишним процентов активного населения города. Сегодня можно сказать, что именно мелкий и средний бизнес спас Москву от безработицы, когда в 1992-1993 годах с крупных предприятий уволилось более миллиона человек. Но, думаю, основное значение этого сектора экономики все-таки в том, что именно за счет малых и средних предприятий столица имеет более-менее развитые системы сервиса и общественного питания, производство потребительских товаров и пищевых продуктов. С точки зрения городского бюджета, малые предприятия — половина налогооблагаемой базы города, основа доходов.

Хочу обратить внимание еще на одну цифру — из существующих в России 850-900 тысяч малых предприятий — 240 тысяч, более четверти, расположены в Москве. А это значит, что в столице созданы благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Конечно, мне могут возразить, что Москва — особый город, привычка ездить за покупками в столицу осталась у нас еще с советских времен, а миллион приезжих в день сделают рентабельными любые закусочные.

Но, думаю, что дело прежде всего в отношении городских властей к предпринимателям, в их экономической политике. И начала она формироваться еще в 1987 году, когда Юрий Михайлович Лужков в качестве зампреда Мосгорисполкома курировал кооперативное движение. Уже тогда был создан определенный «задел» в этой области.

Постепенно в Москве выстроилась целая система поддержки, которая позволяет малому и среднему бизнесу Москвы пережить последствия кризиса и развиваться дальше. Условно эту систему можно разделить на три блока. Первый — департамент поддержки малого предпринимательства правительства Москвы, который координирует различные ведомства, является заказчиком по программе поддержки малого бизнеса. Второй блок — общественно-экспертный совет при мэре и правительстве. Он состоит только из предпринимателей и в основном занимается анализом новых законодательных и ведомственных документов, регламентирующих деятельность малого бизнеса, выступает со своими инициативами и предложениями в этой области. Наконец, третий блок — Московский фонд поддержки малого предпринимательства и целая группа различных организаций, которые заняты решением конкретных проблем. В прошлом году в наш департамент и в фонд поддержки поступило 156 различных проектов. После экспертизы они были рассмотрены на заседании Комиссии правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства, выделено 139,9 миллиона рублей на их реализацию.

Наш департамент был создан в 1993 году. Мне кажется, что уже одно это подтверждает серьезность намерений московского правительства развивать малый бизнес, вовлечь в эту сферу наибольшее количество людей для того, чтобы они сами себя обеспечивали и не зависели от желания или нежелания правительства дать им какие-то субсидии. Кстати, в столице принята специальная программа для поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса, так называемое постановление №900. Такого, по моим сведениям, нет ни в одном регионе России.

Постановление предусматривает льготные условия по аренде малыми предприятиями нежилых помещений, по земельным отношениям. Например, в прошлом году был создан фонд нежилых помещений малого предпринимательства, выделено 46 тысяч квадратных метров с возможной рассрочкой продажи этих помещений до 10 лет. К тому же для малых предприятий уровень арендных платежей сохранился таким, каким он был до кризиса.

Предусмотрено предоставление предпринимателям бесплатных информационных и консультативных услуг. Вот конкретный пример. В Москве было огромное количество «челноков», обеспечивающих москвичей сравнительно недорогим «ширпотребом». Государство в целом даже боролось с ними, обвиняя их в подрыве российской легкой промышленности. Мы же считали, что если люди кормят себя и свои семьи, закрывают определенный сегмент товарного рынка, ничего не требуя от государства, да еще платя налоги и таможенные сборы, то они заслуживают другого отношения. После кризиса 1998 года их зарубежные поездки стали не такими выгодными, и тогда мы создали в столице Гильдию коробейников, координирующую их работу, переориентировали «челноков» на отечественные товары.

К великому сожалению, государственное законодательство в сфере малого бизнеса далеко не совершенно, поэтому нам приходится заниматься не столько конкретными делами, сколько отстаиванием нашей позиции по изменению налогообложения. С первых же дней своего существования мы предлагали вернуться к существовавшей ранее упрощенной системе налогообложения, но долго не встречали понимания со стороны налоговых органов. Когда же ввели такой закон в 1996 году, то оказалось, что он не работает — за годы налогового пресса народ научился уходить от уплаты налогов. Сейчас те же ошибки повторяются с так называемым налогом на вмененный доход.

Надо учесть, что в соответствии с нашим законодательством деятельность малого бизнеса чересчур «зарегулирована». Чтобы открыть новое дело, приходится обходить огромное количество чиновников. Слишком много административных органов контролируют их деятельность. Так что нам приходится и бороться с бюрократизмом. Юрий Михайлович Лужков сам возглавил комиссию по борьбе с административными барьерами в сфере малого бизнеса. Она уже подготовила несколько решений. Например, предусмотрено на каждом малом предприятии завести книгу проверок, чтобы каждый из многочисленных проверяющих обязательно фиксировал в ней, когда он побывал тут, на каком основании, что обнаружил, какие меры принял. Надеемся, что это поможет сократить количество бесчисленных проверок, С другой стороны, мы понимаем, что малый бизнес — достаточно криминализированная сфера. Здесь мы сталкиваемся и с пиратскими товарами, и с производством и продажей подпольного алкоголя, фальсификацией пищевых продуктов. Поэтому необходимы меры для упорядочения деятельности малых предприятий, «прозрачности» их финансов, повышение качества товаров и услуг. Так что работы и у нашего департамента, и у предпринимательских структур хватит еще на долгие годы. Но главное — малый бизнес стал в Москве равноправным участником экономики города и навсегда таким останется.

ИМА-пресс

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта