Тест на профпригодность
Психологическое тестирование дошколят — эта мода появилась несколько лет назад. В первый класс ребенок приходил с листочком-характеристикой от психолога. Реакция, как у родителей, так и у педагогов, на эти листочки была чаще всего критической. И все годы не утихали споры: нужно ли тестирование?
В этом году приказом начальника городского управления по образованию тестирование отменено. Одни довольны, другие ропщут.
Юрий Сердитов, начальник городского управления по образованию:
— По итогам получасовой беседы начинаем ребенка разводить по классам: этот способный, этот неспособный. Я большой противник такого «скоростного» подхода. Психологическое обследование, конечно, нужно — сомнений нет. Но уже тогда, когда ребенок адаптируется к школе: пообщается с детьми, с учителями, привыкнет к стенам. Пусть психолог понаблюдает за учеником, поговорит с ним не единожды. Всему свое время. Может, я не прав. Я не психолог-профессионал, а обычный человек, учитель, родитель.
Мнение учителей (коллективное):
— Проверка перед школой однозначно не нужна. Это стресс — ребенок зажат и испуган. Один после такой проверки чуть не наложил на себя руки. Это утомительно: к психологу родители с малышами выстаивают очереди. Учитель сам на первых же уроках посмотрел на детей, поиграл с ними — уже понял, кто есть кто. Мы Юрию Георгиевичу (Сердитову — С.Р.) готовы поставить прижизненный памятник за то, что он отменил эту проверку. За смелость.
Ирина Рябкова, методист-психолог городского управления по образованию:
— Деления на умных-глупых в психологических тестах никогда не было. Успешность обучения ребенка зависит не только от его умственных способностей, но и от личностных особенностей. Определением личностных параметров и занимались психологи. К 1 сентября, посмотрев в наш тест, учитель мог уже знать, например, высокий или низкий уровень работоспособности у ребенка. Важный момент: психолог не настаивает на своих выводах, он только рекомендует. Педагогу это облегчает знакомство с ребенком, потому что сам он узнает своего ученика только через полгода. Несмотря на запрет, школы проводят тестирование, ищут лазейки. Хорошо, если ребенок наблюдался в детском саду. А если он не посещал детсада?! Почему тестирование проводится за 30-40 минут? Дети больше не смогут высидеть. Мы проводим сравнительный анализ, стремимся сделать тестирование результативнее.
Светлана Половодова, психолог Дворца детского творчества:
— Тестирование перед школой? Мы даем рекомендации родителям, в какую школу пойти их ребенку, по какой программе учиться. Во дворец приходят и родители детей, которые не занимаются у нас, и даже учителя, жалуются на школьных психологов: «Вот нам сказали, что у нас дети плохие, хорошие и средние». Это, конечно, не дело.
Проблема вот в чем: в нашем обществе довольно низкая психологическая культура, То, что нормально для психолога: его выражения, специфические оценки, — для большинства людей непонятно, воспринимается как крайность. Дело в терминологии. Eсть определенный психологический язык. Eсли для родителей и учителей EГО НE ПEРEВОДЯТ НА ОБЫДEННЫЙ, то можно наделать много дел. Eсли я по какому-то тесту говорю, что ребенок среднего уровня, то это не значит, что ребенок троечник. А родителями и учителями это воспринимается именно так.
Итак, дело не только в некачественности тестирования, но и в нашей некомпетентности. Будем надеяться, что психологи после нынешней отмены задумаются об адаптации психологических выводов к языку повседневности, придумают более щадящую форму тестирования И, возможно, тогда противники психологов смягчат и изменят свое мнение. Но — и на это нельзя закрывать глаза ни педагогам, ни учителям — есть дети, которым перед школой просто необходимы проверка и помощь специалистов. Обстоятельный раз говор на эту тему ждет нас в ближайших выпусках газеты.
И еще один момент: рассказывают, что учителя просто не брали детей в свои классы, если им не нравилась характеристика. И родители с детьми бегали из класса в класс. Может, педагогам стоит еще посмотреть и на себя, а не пенять на психолога?
***
фото: