X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Культура -двигатель союза

В Тюмени торжественно прошли Дни культуры Белоруссии. Губернатор Леонид Рокецкий фразу об исконной дружбе наших народов подкрепил экономикой. Eсли не считать Москву, мы вышли на первое место во внешнеторговом обороте с белорусами. Задружили вузы, обоюдна тяга к культурному обмену.

На церемонии открытия Дней, упомянув в конце выступления о сложной борьбе вокруг союзного договора Беларуси и России, Рокецкий вдруг предложил залу голосованием выразить отношение тюменцев к договору. И хотя на открытие пришли люди самых разных взглядов, против никого не было.

Решительно за союз и депутат Госдумы Геннадий Райков. Он привел ставшую крылатой фразу: за одну ночь в Беловежской пуще «пропили» старый Союз, а воссоздать обновленный не хватает уже нескольких лет. Глава белорусского представительства в Тюмени Виктор Яскевич отметил работу нашего национально-культурного общества «Беларусь», фундаментальные ценности дружбы славянских народов, «…освященные братской кровью, особенно в боях с фашизмом», -напомнил академик Николай Фролов. А председатель тюменской «Беларуси» Владимир Шугля заметил, что поиски чистых кровей — вещь вредная. На земле две нации — подлецов и- порядочных людей. Порядочные пришли на встречу, и надо добрую эту силу умножать. Устами вице-мэра Натальи Шевчик и цветами гостям тюменцы скрепили своей «печатью» доброе дело.

Директор театра драмы Владимир Коревицкий, выказавший сразу два таланта — одного из организаторов этой культурной акции и ведущего, подвел черту. Дружбе быть, и первый крупный десант гостей из Минска тому порукой. Ожидаем скорого приезда к нам популярного композитора Игоря Лученка, самих «Песняров» или ансамбля «Верасы». И начался необыкновенный концерт, в котором русская речь смешалась с белорусской, гости с тюменцами.

Ректору института культуры Михаилу Капеко стоит подумать об открытии филиала в Минске. Народные песни Белой Руси в исполнении академического xoрa под управлением профессора Валентины Петровой звучали волнительно и безупречно. Юные питомцы воскресной школы «Беларуси» оказались хорошими чтецами стихов. Выступил минский бард, понравились всем классические басни белорусов, музыкальные композиции! И многие прослезились, когда божественно и легко взмыл чарующий голос примадонны Тюмени, России и Eвропы Ирины Бибеевой. Пахмутовская «Беловежская пуща» очистила души, согрела сердца.

Гвоздь этой акции — спектакли Малого театра (Минск). Eвропейский уровень, высочайший профессионализм актеров, выверенный в духе сложных духовно-нравственных исканий текущего времени репертуар. Авангардно-символический декор и зрелищно упоительная игра в игре -мыслью, тревожно-ироничными парадоксами, рефлексией всеобщего отчуждения людей. И тут же — воскрешение славянского фольклора, современных приключений народной души на карусели наших архетипов — вечных спутников бытия.

Восемь лет играют в Минске «Комедию» Владимира Рудова в тысячном зале с постоянным аншлагом. Дух новаторства, пикирующих диалогов и бережного отношения к традиции делают эту вещь не просто бытовой комедией нравов, но и сатирической фреской наших давних пороков. Этакий балаганно-цирковой вариант семи смертных грехов человечества с «игрой в Люцифера» — здрасте, я Маланка!.. а я -Люцифер! И хотя все кончается веселым танцем, но черное зло просто взяло передышку и в суете сует намечает новую жертву. Такова эта история о «злосчастном крестьянине, его жене Ма-ланке, арендаторе Давиде и о черте, потерявшем смысл существования».

Режиссура Андрея Андросика и Владимира Рудова требует особого актера, способного к работе в синтез-стиле — от бытовой реа-листики до лукавого сюра, оперных дивертисментов и лирически чистых токов. Игра минчан -блеск, каждый исполнитель оркеструет, заполняет речью, эмоциями и пластикой большие кубы пространства. Разводка такова, что четверо исполнителей создают иллюзию массовой сцены. Модный сексизм слегка обозначен, так дети трогают взрослые «игрушки» и вовремя отдергивают руку от искушения.

Колоритен и забавен крестьянин Дема у Анатолия Голуба -этакий хитрован на самогонной тяге, всегда не прочь свалить бытовые хлопоты на других и без особых трудов поймать птицу счастья с банкнотой ровно в 301 рубль. Под стать мужу Маланкина крепость Светланы Никифоровой, про таких говорят — «бой-баба». Местечковый типаж, иногда пародийный — Давид Александра Полозкова напоминает неунывающих и умудренных героев Шолом Алейхема. И просто восторг — черт Игоря Забары. Инфернален, текуч, а то и Мефистофель на адовой пенсии. Eго амбивалентность то сверкнет черной молнией роковых сил, то в сцене обрезания хвоста обернется человеческой слабостью. Не спектакль — река неизбывной народной жизни с перекатами, затонами и водопадами.

На второй день давали постэкзистенциальную драму «Art» (искусство). Ясмина Реза (Франция) написала ее в 1995 г. Премия Мольера, звание лучшего драматурга года, постановка в 30 странах и перевод на 20 языков. Спасибо Минску, наконец-то Тюмень увидела европейский авангард интеллектуального театра конца века.

Режиссер Николай Пинигин предельно натягивает канаты человеческих рефлексий, разыгрывая нервную тонкую психологическую «шахматную» партию с точно продуманными знаками современной французской культуры. Персонажами из свободного демократического общества, чьи отношения самые жесткие, все равно (в отличие от американской попсы) просвечены опытом европейских искусств.

Холодный рафинад Сержа — едкого ироника, ценителя парадоксов Сенеки, гурмана чужих страстей и «библиотекаря» наших несовершенств — вопиет об одиночестве сократовского ума в утонченном портрете героя Игоря Забары. Eго антипод — хранитель классических традиций Марк. Технократ и жизнелюб, склонный к ясности отношений трех друзей, обязательности решений. «Локомотив» души героя (арт. Сергей Журавель) предпочитает хорошую скорость бытия на уложенных «рельсах».

И третий — Иван, но французский, романтик и меланхолик, «дитя» любви и света, которые утратили окружающие, но у него еще хватает сил скрепить дружеские узы. Герой заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Манаева — очарованная душа с достоевской слезинкой ребенка на челе. Он и в наше расстроенное время приглашение на казнь от друзей подменяет желанием праздника, который всегда с тобой…

Необычен сюжет. Дорогая покупка Сержем авангардной картины — символа белых одежд, утраченных запутавшимся в своих играх в бисер человечеством, не делает жизнь героев лучше. По формуле — искусство выше жизни. Картина выворачивает тайники душ, невысказанные желания, претензии друг к другу. Не помогает и психоаналитический сеанс Ивана. Восприятие картины, разные оценки сминают тонкую эстетическую пленку. Серж и Марк катаются в «борьбе мнений» по полу, заодно крепко наподдав Ивану, бросившемуся разнимать ценителей искусства. Любопытна тендерная тематика в поведении героев как символ утраты христианского материнства на пороге миллениума.

Ажурно-конструктивный декор Зиновия Марголина, флер занавесей на треугольниках станка усиливают впечатление прозрачности существования. Мне же, поигравшему в далекие 60-е годы в Карелии в абсурд и парадоксы Мрожека и Беккета, было любопытно провести свои аналогии с нынешним театральным днем Eвропы. Мы (и минчане, и тюменцы) — тоже ее часть. И опять Малый театр красиво убеждает — без культуры ничего у нас не получится.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта