X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Парафраза Монмартра

В середине восьмидесятых его имя ставили в один ряд с рок-деятелями Тюмени: Владимиром Богомяковым, Романом Неумоевым, Мирославом Немировым. Он не только талантливый художник, но и поэт (мои друзья считают, что лучший из поэтов андеграунда).

А еще он завораживающе-глубоким голосом с хрипотцой читает свои любимые стихи (а их великое множество!) в авторской программе «Азорские острова» на радио «Да». А картины его суровы и лиричны.

Выставка-продажа полотен Олега Федорова под названием «О любви» открылась в арт-кафе (со странноватым для арт-кафе названием «Парочка»), расположенном в «муравейнике». Там, в кафе, мы неспешно беседовали.

— Кажется, ты надолго уходил в подполье. Что побудило начать выставляться, выйти в свет?

— Да, с 1989 года до 1996 мои работы не экспонировались. Потом была идея сделать в «Юбилейном» галерею позитивного искусства. Выставлять детские работы и тех взрослых, которые более-менее позитивно, без чернухи, смотрят на мир. Актуальность этой мысли подтвердило посещение мной в Москве галереи «Макс», где собраны картины поколения художников восьмидесятых. Ощущение от выставки жуткое: голимая чернуха этот наш перестроечный авангард. Мне очень не нравится. Но здесь, в Тюмени, «позитивный» проект застопорился.

…Потом я вошёл в рабочий режим. Делали с Чемакиным выставки в «Темпе», участвовал в юбилейной выставке в музее ИЗО. Стал строить…

— Не приходила в голову идея рядом с картиной повесить листок со стихотворением или делать надписи, как митьки, как Кухтерин?

Нет. Я разделяю эти два начала. Может совпадать сюжет картины и стиха, поэтому я не сталкиваю лбами картину с лирикой. Лучше я напечатаю книжки и раздам их прохожим девушкам, старикам, детям.

— Что означает название этой выставки?

— Нынешнюю выставку назвал «О любви» совершенно спонтанно. Так захотелось. Потом уже начал подбирать к названию картины. Задача состояла в том, чтобы создать среду, которая не довлела бы над посетителями кафе. Кафе — это же определенная культура, которая берет начало у французов… Здесь выставлены мои работы прошедшего десятилетия. Работы беспредметного характера разбавляют тематические полотна, и получается некое пространство.

— Почему многие полотна подписаны названиями месяцев?

— Вот посуди: было название гравюры «Любовники». И так видно, что это любовники. А каждый месяц — это определенное состояние. И я эту картину назвал «Октябрь». То есть холодная осень. Двое сплетают пальцы. Мужчина уже ничего не хочет, а женщина наоборот… «Февраль»: мужчина — субъект, переживающий некую драму, а женщина его поддерживает или… мешает ему.

— В персонах твоих полотен прослеживается типаж…

— «Двое» — это явная цитата из французской культуры: Габен и Анна Маньяни. Второе название этой картины «Французская песенка». Так же «Август» — «Женщина в желтом». Все говорят: «Это Тулуз-Лотрек». Но это я, это, скажем, некая парафраза постимпрессионизма. А модели у меня разные, другое дело, что я в работу привношу свое внутреннее состояние, и это чувствуется, и по-другому быть не может. Просто изображением людей я не занимался. Но они тем не менее очень все узнаваемые.

— Выставки тебя вдохновляют, или это не имеет значения?

— Прежде всего я пишу для себя. Eсли кому-то мое творчество интересно, то это меня радует всегда и удивляет иногда. Eсли нет, то это не мои проблемы. Но я думаю, что мое искусство интересно и, значит, кому-то нужно.

— Кто из художников, поэтов близок тебе по духу?

— Ван Гог. Как личность, прежде всего, и как художник. Я его никогда не предавал. Он для меня как некая отдельная вселенная. Вообще, мне всегда были близки люди-одиночки, плывущие против течения. Либо, если они в какой-то группе, но это не имеет значения… Как Маяковский: он был отдельной фигурой в футуризме, футуристом — постольку поскольку, также, как Хлебников. Вершина русского искусства для меня — Андрей Рублев. Раньше пренебрежительно относился к Шишкину, Репину, а сейчас с возрастом меняются оценки. Люблю Саврасова, Федотова. Из семидесятых — Виктор Потков, из последних — москвичка Катя Медведева, примитивистка, которая начала писать в 40 лет.

…Зайдите в кафе и окунитесь в атмосферу Монмартра конца прошлого века. Именно такая ассоциация возникла у меня, когда я, посетив этот уютный закуток, вновь, спустя долгие годы, увидела серию картин Олега, каждая из которых — особое состояние… души, особое настроение…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта