Виртуозность теперь ценится меньше
В Тюмени закончились концерты лауреата международных конкурсов пианиста Николая Петрова. Они проходили в концертном зале филармонии. Николай Петров играл на новом рояле «Стенвей». В прошлый свой приезд пианист натер мозоли на пальцах о разбитые клавиши старого рояля.
Другого пути нет
- Музыканты по сути своей — несчастные люди. Для них в жизни не существует обходных путей. Только музыка, и все подчинено ей. Нет никакой возможности свернуть и стать, в случае обыкновенной человеческой неудачи, учителем, поваром, плотником. Музыка становится смыслом жизни. Ошибки воспринимаются как крах жизненного пути, как личная невостребованность, ненужность.
В нашей семье все до третьего колена — музыканты. Родители мои развелись рано, и к музыке меня приобщала в основном бабушка. Иногда ей для этого приходилось и ремень в руки брать. Очень я был непоседлив. Но жесткое воспитание давало свои результаты. В шесть с половиной лет я уже учился в младшей подготовительной группе при московской консерватории. Центральную музыкальную школу закончил с золотой медалью.
Дружеское ухо
- У меня много недостатков, но бог не наградил меня, слава богу, завистью и ревностью. Я искренне радуюсь успехам друзей, и мне очень жалко тех, кто воспринимает достижения своих коллег как удар ниже пояса. Для меня существует один критерий оценки неудач: это пустые места в зрительном зале. Я понимаю, что за это можно винить только себя. И козни недоброжелателей здесь ни при чем. Сам себе я более строгий судья. Плохие концерты, свои ли, друзей, вообще многому учат.
Моему поколению музыкантов повезло. С нами рядом были такие учителя, как Яков Флиер, Эмиль Гиллельс, Леонид Коган. Их критика, их мнение бесценны. К сожалению, все они уже ушли
из жизни. Наблюдая сейчас просто глобальное невежество молодых музыкантов, думаю, что причина его и в отсутствии такой когорты учителей. Музыкальные произведения не могут быть оторваны от эпохи, от конкретных исторических и человеческих событий, от личности автора. Как можно исполнять, к примеру, третью симфонию Чайковского, не зная ничего, кроме того, что играешь?
Исчезло само понятие дружеского музицирования. До сих пор первое исполнение музыкальных сочинений стараюсь выносить на суд друзей. Мы собираемся в клубе московской консерватории, в котором выступали еще Рихтер, Коган, Станкевич, где до сих пор еще стоит рояль, подаренный потомками московских князей. Безумно благодарен судьбе за то, что у меня есть такое «дружеское ухо».
Музыка замедляет темп
В музыке важно соблюдать баланс. На столе могут быть и серьезные блюда и легкий десерт, но всего должно быть в меру. И качество — только хорошее. Одного я в музыке не перевариваю — тупую, гнусную попсу, которая коверкает тело и душу.
Сейчас в мире очень популярна сладенькая музыка. По всем музыкальным каналам пережевывают произведения модного итальянца Либерраче и Астора Пьяцол- лы. На мой взгляд, это все ненастоящее. Это потуги людей, которые так и не смогли найти себя.
Для меня главный критерий истинности музыкального произведения — заложенные в нем мысль и эмоция. Настоящие композиторы всегда были мыслителями. Виртуозность исполнения сейчас стоит меньше, чем в шестидесятых годах. Высокая техника исполнения ничего не гарантирует. Музыка может и не родиться. В музыке теперь мне ближе раздумья, а не необъезженный темперамент.
P.S. Николай Петров говорит, что не любит новые города. Приезжает на гастроли только туда, где уже однажды был. Надеемся, что и в Тюмень он приедет еще не раз. Надеется на это, по его словам, и сам музыкант. К тому времени, наверно, клавиши нашего «Стенвея» станут еще податливей и мягче. Роялям тоже нужны свои покорители.
***
фото: