«Самое главное — прекрасный человек»
18 декабря в театре драмы и комедии состоялся бенефис заслуженного артиста Чечено-Ингушетии и Осетии, заслуженного артиста России Вениамина Панова. Накануне, на пресс-конференции, артист рассказал о себе:
— Я сибиряк по рождению и по корням. Родился в 1924 году в Томской области в селе Инкино. Мой давний прапрадед был из отряда казака Никиты Пана, потому и фамилия — Панов. В те времена в Сибири было много ссыльных. Один из таких — Давид Зеленский — начал учить меня еще до школы. Чтение под его руководством — мои первые театральные пробы.
Впервые попал в настоящий театр в Барнауле. Шел спектакль «Человеке ружьем». Сначалауви-дел солдат, как в кино, — обыкновенно. И вдруг появился на сцене живой Ленин! Это было удивительно: я понял, что театр может возродить историю, можно увидеть то, что практически невозможно. И родилось любопытство к театру.
Потом я поехал в Новосибирск учиться, собирался быть геологоразведчиком. И попал на спектакль «Сказка» Светлова, где ребята на сцене играли геологов — осуществляли мою мечту. На другой день прихожу — те же ребята в спектакле «Как закалялась сталь», на третий день — они же в «Ромео и Джульетте». Я подумал: «Буду всю жизнь ходить по экспедициям, больше ничего не узнаю. А здесь люди — из эпохи в эпоху, из характера в характер».
И я устроился работать в театр… художником. Получил возможность бесплатно ходить на все спектакли и даже на сдачи. О профессии актера не смел и мечтать. Смотрел на снимки тогдашних актеров: вылепленные, выразительные лица. А из моего лица что можно сделать?
Hp все-таки пришел на занятия в театральную студию Дома художественного воспитания детей. И кто там занимался! Нина Мамаева, потом она стала народной артисткой Советского Союза, звездой театра; Инна Макарова, которая стала кинозвездой после роли Любки Шевцовой в «Молодой гвардии». Были хорошие ребята… но началась война, и почти все погибли. Кстати, сейчас в живых остались именно Мамаева, Макарова и я. Но так мы с тех пор больше и не встретились…
После войны я попал в Орджоникидзе. Учился в музучилище и в театральной студии. Началась профессиональная работа. Первая классическая роль — Паншин в «Дворянском гнезде»: первый опыт вхождения в отрицательную роль — нужно было говорить то, с чем я внутренне не согласен, ругать Пушкина! Пытка. Также играл в водевиле «Солнечный дом», в «Молодой гвардии» молодых офицеров. Это было понятно и легко, я сам был молодым офицером.
В Тюмень приехали в 1950 году группой, поэтому легко вошли в коллектив. Главный режиссер Дмитрий Бархатов предложил играть Гамлета. Я перечитал пьесу, и стало страшно. Но потом, на Дальнем Востоке, мне еще раз предложили эту роль и сказали: играй, больше тебе никто её не предложит. Время-то шло, я старел. И там я решился. В Томске играл в музыкально-драматическом театре: пел в оперетте и даже однажды попал в балет, танцевал в «Эсмеральде» партию Клода Фроло. Я понял, что, вся психология, все мизансцены есть в музыке, а потом ощутил, что музыка в меня вливается и ОНА начинает мной двигать! Мне не надо прилагать никаких усилий! Это было откровение. Я завидую тем, кто танцует в балете.
Во второй раз в Тюмень приехал в 1993 году в 69 лет, из Грозного (когда там начались события, то театр последние два года почти не работал). Я был уверен, что здесь я уже никому не нужен, и вдруг… Владимир Здзиславович приглашает меня в театр. Алексей Иванович доверил мне Кузовкина в «Нахлебнике», о чем я даже не мечтал! Тюменский театр продлил мне жизнь, и творческую, и физическую.
…Рассказа Вениамина Даниловича хватило бы на два листа газетного текста. Потому что этот человек уникален. Только представьте: мечтал петь в опере (в музучилище — класс вокала), читает труды по теоретической физике, пишет стихи, сведущ в литературе, литературоведении и языкознании, библиофил, в свои 75 поддерживает отличную спортивную форму. Работая, изъездил всю страну: всегда хотелось нового и неизведанного.
А напоследок — мнения коллег о юбиляре. Ларичев: «Он воплощает собой нравственный ориентир театра. У него богатый внутренний мир». Орел: «Eсли есть озоновая оболочка, то должна быть завеса, чтобы не проникала радиация. Панов — такая завеса». Коревицкий: «Он во всем видит хорошее. Он к себе относится требовательней, чем к другим. Черчилль как-то сказал: «75 лет — это расцвет политика». Можно смело перефразировать: «75 -это расцвет артиста».
***
фото: