Настоящих буйных мало
Рубеж тысячелетий рождает самые буйные фантазии — как будет там, после года 2000, человек жить-поживать. Что изобретут для лучшей жизни народа в третьем тысячелетии? Как переживем мы такую временную встряску? Народнервничает, волнуется. Чтобы прояснить ситуацию, отправились к психотерапевту, кандидату медицинских наук, зав.кафедрой медицинской психологии и психотерапии ТГМА Борису Приленскому.
— Борис Юрьевич, может ли человек начать все сначала?
— Все это отговорки, что кому-то и что-то поздно в жизни начинать. Eсть такой страх перемен. Он глубоко сидит в человеке: «Лучше уж не рисковать, уговариваем мы самих себя, — Кто ж его знает, что ждет в том весьма туманном будущем?» И сидим сложа руки.
Хотя от природы человек любопытен и готов идти на риск. Без этого он бы не мог освоить ничего нового. Ребенок не научился бы ходить, говорить и даже чашку в руках держать.
Другой вопрос, что желание идти на риску нас долго и упорно отбивали в детстве. Мудрые учителя и заботливые родители каждую минуту предупреждали: «Не ходи туда, не делай этого.»
Очень хорошо по этому поводу написал в книге «Кролики и удавы» Фазиль Искандер. Там кролик, задумавшись, говорит: «А ведь сила удава не в силе гипноза, а в нашем страхе». Именно страхи мешают нам жить, рисковать и начинать все с начала.
— Компьютерщики говорят о проблеме 2000 — когда процессор компьютера не в состоянии «переварить» новую дату. Eсть ли проблема 2000 в психологии?
— Все эти страхи сильно преувеличены. Кто-то просто делает на этом деньги. На компьютерах-системщики и программисты, на людях — экстрасенсы, нумерологии иже с ними.
Почему-то принято считать, что человек должен изменить себя к лучшему — изменить цвет волос, стиль прически и полностью обновить свой гардероб. Но перемены-то заключаются не в этом. Природа нас создала совершенными — что может быть лучше данного природой цвета волос, цвета глаз, цвета кожи?
Нежелание перемен — это «несвернутые» программы прошлого. Остались, значит, незаконченными какие-то дела, накопилось много непрощенных обид.
Мы любим ходить по тем же кривым дорогам и выбирать те пути, где наступаем на одни и те же грабли — «наступил — отключился — и порядок: начинай сначала». «Выключаться» у нас вообще считается национальной чертой, вот и пьют люди до одури.
— Какже научиться не наступать на те же грабли?
— Надо попытаться смотреть на мир глазами ребенка. Мы, взрослые, уже зашорены и мир наш сер. Надо каждый день учиться не просто смотреть — видеть мир, наблюдать. Надо научиться чувствовать себя, свои переживания, свою интуицию.
Почувствовать, что этот мир прекрасен, не так сложно. Оглянитесь вокруг. Что может быть прекрасней женщины в твоих объятиях, ее теплой нежной кожи или ребенка с ямочками на щечках. А солнце — оно же красивое! Все так просто. Eсли б мы воспринимали мир как дети, то все были бы такие же мудрые, счастливые, одаренные. Дети же -они знают все.
Все наши страхи — это просто мусор в голове.
Мы все хвалимся русским долготерпением. А, может быть, наше бесконечное терпение — нежелание настоящих перемен, страх рисковать?
— Чего ждете вы от психотерапии XXI века?
— Психотерапия как наука очень молода. Она оформилась только в начале двадцатого века. Фрейд и Павлов первыми разработали какие-то психологические технологии.
С точки зрения человеческого биокомпьютера — все у нас еще впереди. Обязательно-освободится человек от тех оков, которые мешают ему быть спокойным, талантливым и счастливым.