Пушки прошлого века на защите Москвы
Октябрь-ноябрь 1941 года. Немецко-фашистские войска рвутся к Москве. На оборону столицы брошены все имеющиеся в наличии силы и средства. Решающую роль в провале операции «Тайфун» сыграли сибирские и уральские полки и дивизии. Однако один из моментов защиты столицы от гитлеровцев до сих пор был покрыт тайной.
В предзимье первого года войны командование гитлеровской группы армий «Центр» охватила паника. В районе Солнечногорска и Красной. Поляны танковые части вермахта понесли большие потери от артиллерийского огня невиданной мощности.
Ответ могут дать документы, лишь недавно снятые со спецхранения.
Оказывается, в критический момент обороны столицы по предложению старых русских генералов-специалистов Eвгения Барсукова и Николая Дроздова, обратившихся к Верховному Главнокомандующему, боевые позиции на подступах к Москве заняли батареи 152-миллиметровых осадных пушек образца… 1877 года. Орудия времен русско-турецкой войны, изготовленные на Мотовилихинском и Пермском заводах, были изъяты из Мытищинского арсенала и выставлены на прямую наводку. Расчеты семи батарей состояли из слушателей Артиллерийской академии имени Дзержинского и 16-17-летних учащихся столичных артиллерийских школ.
Старые пушки могли выдержать по 5-7 выстрелов осколочно-фугасными снарядами фирмы «Виккерс» весом по 40 килограммов каждый. Огонь шестидюймовок с дистанции в 500 метров был страшен. Близкие разрывы гигантских снарядов опрокидывали танки, срывали башни. Прямые попадания пробивали немецкие «Т-3» насквозь. За полтора часа боя враг потерял две роты танков и бронемашин и в панике отступил.