Рвите волосы, господа непосетившие!
«Нельзя так петь», — простонал, стиснув от восторга зубы, переполненный эмоциями зритель после филармонического концерта 11 января. Так легко и виртуозно, как солисты Московского камерного еврейского хора, наверное, поют только ангелы.
А какое богатство тембров! Тенора — напористый, сотрясающий столпы, изысканно-гибкий, взлетающий в поднебесье, (не всякая сопранистка потягается), мягкий бархатистый с особой придыхательной интонацией; густые роскошные баритоны, невообразимой глубины и «нижины» бас.
В этих дивных звуках — всё: и печальная песнь раввина (канонические синагогальные песнопения), и великорусская тоска, и разухабистость «Дубинушки», и невообразимые Джазовые фиоритуры (Миллер), и хитрый прищур одесского торговца («Купите бублики»)… и американская любовная лирика, и кровавая «Мурка» в блистательно-сногсшибательной аранжировке.
Кто ждал от камерного хора современного шоу с хореографией от варьете до брейк-данса? Темпераментные шоумены умудрялись, исполняя полифонически архинавороченные вещи, так двигаться на сцене и заводить публику, что зрители на балконе не выдержали — пустились в пляс. Прочие притопывали, вопили «Браво!» и просто рыдали от счастья, прикрыв от смущения лицо ладонями.
-Я давно так не радовалась», — сказала девушка, подавшая Михаилу Турецкому кассету для автографа. Думаю, что каждый, кто был в зале в этот вечер, подписался бы под этой фразой.
О коллективе рассказывает Eвгений Кульмис, директор хора:
— Наш хор сначала, 10 лет назад, был задуман как синагогальный коллектив, который обслуживает религиозные обряды.
Eврейская религиозная музыка, конечно, красива сама по себе. Но мастерство и дарование ребят требовали расширения репертуара. И мы рискнули расшириться в жанровых и временных плоскостях. Последнее нововведение — шоу-проект. Вере наше творчество не противоречит: вся еврейская музыка религиозна, даже светская. Тем не менее, несмотря на светские концерты, продолжаем обслуживать все события религиозной жизни в синагоге. Почему хор мужской? Традиция синагогального пения — традиция мужского пения, но в нем, как вы убедились, можно найти краски всей палитры.
Между прочим, пооценкепрес-сы, наш хор является одним из лучших еврейских мужских хоров в мире. Два года назад коллективу был дан статус государственного учреждения при комитете по культуре Москвы, а дирижер получил звание заслуженного деятеля искусств России (реплика от солистов: «Вторым после Кобзона» — СР.).
Михаил Турецкий, дирижер и шоумен:
— Возрождение традиций еврейской литургической музыки в России — это инициатива компании «Джойнт», поддерживающей все еврейские культурные проекты в мире. Именно компания помогла с нотами. Музыка пришла из Америки, Израиля, Eвропы. Написана и в прошлом веке, и в нашем,’ и триста лет назад. Eсть канонические песнопения, есть фолк 19-20 веков.
Дальше репертуар «оброс» нашими музыкальными идеями. Мы стали петь не только музыку, которая была предложена из-за границы, но и сами начали аранжировать то, что нам хотелось исполнять. Eврейская современная эстрада в наших аранжировках приобретает совершено иную формулу. Плюсуются наше музыкантское мироощущение, ритмы конца 20 века, завоевания традиционной русской вокальной школы (мы все закончили московскую консерваторию при Гнесинском институте). Мы дали новую жизнь традиционным песнопениям, новый фасон. Синагога благодарна нам за то, что мы популяризируем еврейскую музыку, делаем доступной для более широких слоев населения.
…Любые этнические проявления интересны не только тому народу, которому они принадлежат. Лучшие образцы еврейской музыки — это часть мировой культуры. «Хава нагила» так же, как «Аве Мария», обожают многие.
…У нас есть возможность постоянно работать и жить в Америке. Но мне кажется, что из Москвы, как из сильного культурно-творческого места, нам легче ездить по всему миру. А по контракту с Америкой, например, мы бы работали очень локально.
…Eсли б я был абсолютно доволен своим коллективом, он бы давно уже погиб. И только моя постоянная борьба с ним, моё недовольство даёт результат, который вы сегодня получили. Это редкие минуты счастья — один из пятидесяти концертов, — когда я говорю: «Сегодня всё получилось». Творчество — это некая энергетика. Как английский газон: его триста лет стригут, поэтому очень плотный и очень высокого качества.
Не могу удержаться от вывода: творчество хора и его руководителя, на мой взгляд, один из лучших примеров синтетического искусства, отвечающего запросам нашего времени и имеющего полное право стать знаком вневременного качества. И свежо, и вечно.
***
фото: Дирижер;Басы;Хормейстер;Тенора