Семнадцать мгновений зимы
Дума отказалась перенести выборы губернатора. Губернатор намекнул на возможность роспуска Думы. Вице-губернатор подал в отставку
Разговелись, называется! Так все мирно и красиво получалось. Выборы в один день. Отпадают взаимные подозрения и упреки — кто легитимнее. Так нет же…
В прошлый раз я написал: вряд ли стоит обсуждать, что будет, если Дума скажет «нет». Потому что шла устойчивая информация о том, что окружные губернаторы согласились на совмещение выборов, а как хорошо известно в северных территориях, чего хочет губернатор, того хочет бог.
Однако губернатор Рокецкий смог опереться лишь на девять голосов, получив одиннадцать «против». Более того, есть основания полагать, что не меньше трех «южных» депутатов, вроде бы своих, вошли в число одиннадцати.
Формально — ничего страшного. Фактически — проблема матрешки, как фурункул, опять лезет из-под кожи. Можно, конечно, тревожа тени незабвенных Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, снова и снова анализировать; кто кому что и когда сказал? А почему губернатор Рокецкий не заручился письменным согласием северных коллег на перенос своих выборов? А почему он так резко спорил с депутатами? А почему они, в свою очередь, уперлись в семнадцать лишних зимних дней (что прошли между первым и вторым турами прежних выборов), как в забор, и отказались голосовать за мартовские выборы?
Я разговаривал вчера с одним из крупнейших тюменских юристов. Он размышлял вслух: непонятно, чьи конкретно интересы нарушало согласие депутатов принять за точку отсчета 22 декабря? Для единства области от совмещения выборов только польза…
Можно с уверенностью утверждать, что страдало только самолюбие. Либо той, либо другой стороны. Никто не хотел уступать. Более того, сейчас конфронтация пойдет дальше. Во всяком случае, вчера вице-губернатор Валерий Первушин подал в отставку. Между событиями пятницы и понедельничной отставкой есть прямая связь.
Что дальше? Будет ли громадная президентская машина, у которой есть свои проблемы и которая уже давала, как утверждают, согласие на перенос выборов Рокецкого, сейчас заниматься домашним скандалом трех неразделимых по Конституции субъектов Федерации? Скорее всего, она в очередной раз предоставит нас самим себе.
Тогда губернатор, как он намекает в своем заявлении, станет искать возможность навести порядок в Думе, депутаты которой тоже нарушают отдельные положения закона. Во всяком случае, областная прокуратура изучает ситуацию — ей предстоит ответить на прямой вопрос губернатора о легитимности некоторых депутатов… Словом, прощай, хозяйские горшки.
Потом, рано или поздно, наступят выборы тюменского губернатора. Но состоятся ли они в 2001 году на территории обоих округов? Не станут ли тогда те же депутаты, голосовавшие 14 января против совмещения, утверждать, что надо беречь бюджетные деньги?
Предположим, что выборы пройдут только на юге. Хватит ли тогда на юге взрослого населения, чтобы выборы признать состоявшимися «на всей территории области»? А если не хватит? Ведь субъекта Федерации по имени «Юг Тюменской области» по Конституции не существует. Придется менять Конституцию? Или жить с «и.о. губернатора»? Или…
Но и на этом неприятности не закончатся — около 40 процентов областного бюджета сегодня составляет плата за недра. На какую строчку среди субъектов Федерации опустится трансформированная Тюменская область?
Словом, у нас есть все основания хорошо запомнить день 14 января 2000 года. И роль, которую каждое из действующих лиц сыграло на сцене театра по имени областная Дума.