X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Назад в будущее

В областном краеведческом музее открылась выставка «Возрожденное время». Она настолько своеобразна, что можно говорить о новом, синтетическом типе показа музейного подлинника.

Задумываемся ли мы — в бытовой или художественной, прозаической или приподнятой атмосфере дня, недели, года — об истинности и вневременном характере жизни? Просто некогда. Спешим. Но уникальность времени и подлинность чуда — рядом.

Мы предлагаем далеко не ходить, а обратиться к сокровищам столетий, которые становятся ближе благодаря идее показать труд реставраторов, который в музее считается скрытым процессом.

Реставрация — это восстановление. Почему тогда — возрожденное время? Хотя бы потому, что жизнь предмета, цикл его существования включается заново. Подобно часам восемнадцатого века, надолго застывшим в неподвижном балансе бытия и небытия и включенным умелыми руками реставратора по металлу Леонида Парфенова, приходит в движение, иногда невидимое, душа подлинника.

Реставратор «включает» время, вдыхает жизнь и движение в неподвижное. История начинает течение вспять — и навстречу нам. Eе приближенный портрет мы едва ли не осязаем.

История развития реставрации на Земле насчитывает около пяти тысяч лет — со времен жрецов Месопотамии, самостоятельно восстанавливавших свои храмы; и роль ее все более значима в мире, где меняется форма, трансформируются виды искусства, развиваются технологии и продолжает свое действие Время. Действие его — то разрушительное, то созидательное — не может быть объято размерами одной человеческой жизни. Поэтому восстановление в музее — процесс коллективный, а материалы, требующие реставрации, разнообразны.

Eще одно прочтение выставки «Возрожденное время» — прочтение «от ремесла», не исключая самого высокого значения этого слова. Ремесло — и труд реставратора, и мастерство златошвеек, и духовное подвижничество иконописца, и терпение и смекалка умельцев-оружейников. От прописок ассистом (золотые штрихи) до монументальных работ; от взаимодействия с микроскопом до удаления ржавчины со створок дверей, от идеально круглой вставки в деревянную основу до обтяжки стула или кресла бархатом — реставрация позволяет проявить все грани мастерства, идет ли речь о маститом художнике и искусствоведе, каким, например, является Адольф Овчинников, или об ученике, работающем в провинции.

Одним из наиболее интересных экспонатов, представленных на выставке, можно считать трехстворчатый складень XVIII в., который воплощает чисто русскую идею триединства, в Сибири усиленную старообрядческой тематикой приемлемости мученичества, всепрощения, покровительства. Помимо культово-исторического пласта складень XVIII в., название которого «Воскресение. Сошествие во ад», уникален с точки зрения реставрации. Пройдя полный комплекс восстановительных мер, включая рентгенографию (иногда требуется просвечивание слоев живописи, чтобы выявить предполагаемую запись), этот предмет не только предстал во всем цветовом богатстве, но и частично открылись древние именующие тексты. Рентген в этом случае — не «скорая помощь», а универсальное тех-средство, чтобы увидеть невидимое. Полное видение, полная проницаемость рентгену недоступны. Открыть окно в прошлое все-таки способны лишь руки реставратора.

Наряду с экспозицией новаторскими будут и комплексы музейно-педагогического плана, и мероприятия по музейной коммуникации, запланированные во время работы выставки. Это детский урок «Город-музей» и конкурс среди молодых музееведов на соответствие облику определенного времени «Мисс Возрожденное время».

Творческий коллектив музея ждет всех, кто интересуется загадками прошлого, а также будущих меценатов и меценатов будущего. К сожалению, предметов, взывающих о помощи, всегда больше, чем мы можем восстановить на данный момент.

Ольга Eфимова, сотрудник филиала ТОКМ «Городская Дума»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта