Киричук объявляет войну
Утро четверга для тюменского мэра началось звонком Николая Романова, заместителя, который среди прочего отвечает и за городской транспорт. Романов говорил, что не сегодня-завтра автобусы в городе остановятся. Нет горючего. Точнее, горючее есть, но нет150 тысяч рублей. Столько стоит бензин и дизельное топливо на один день работы…
Сами понимаете, что после это го Степан Киричук мог говорить только о деньгах. Точнее, о налогах, которые город собирает для того, чтобы жить…
— В январе 1999 года собрано 51,2 млн рублей налогов. Год спустя — 42 млн. Eсли учесть, что за это время цена денег уменьшилась процентов на десять, а налогооблагаемая база увеличилась, то ответа на вопрос — почему так получается? — нету.
Eсть два предположения. Перестали платить налоги. Или перестали собирать. Всю неделю я занимаюсь этой проблемой Пока удалось установить, что профессионального анализа ситуации нет. А интуиция подсказывает, что многим — и плательщикам налогов, и их сборщикам — все «до лампочки». Встречи с людьми, которые имеют отношение к городским доходам, убеждают меня, что ментальность нашего народа не меняется: что само придет, то поделим, а на счет остального — объясним, по чему так случилось?
Eще несколько цифр. Утвержденные нормативы налоговых отчислений (против которых мы возражаем) позволяют собрать 1,6 млрд рублей. Но необходимо чтобы они были собраны. А сей час посмотрим, как это исполняется.
Чтобы в итоге получилось 1,6 млрд рублей, в январе должны собрать не 42 миллиона, а 135. Нас убеждают, что в январе налоги традиционно платят плохо. Согласимся с налоговиками и финансистами, что платят в два раза хуже. Но и тогда январское «итого» должно быть равно 65-70 миллионам рублей. А принесли, напомню, 42. Управление Федерального казначейства и налоговая служба научились выносить со мною многочасовые беседы, но ничего конкретного не предпринимают. Мы можем добиться у области увеличения нормативов — процент соберут такой же.
Куда девалось остальное? Воруют. Eсли налоги не платит традиционный «советский», как мы говорим, завод, туда позвонят, все вытрясут. Но есть хронические — годами! — неплательщики. От них все отступились. В городе из юридических лиц неплательщиков больше, чем плательщиков. Вправе я поставить вопрос об эффективности налоговой службы? В городе живет масса контор и структур, которым предписано хотя бы способствовать сбору налогов. Ничего не делают. Среди неплательщиков — предприятия новой экономики. Но налоговиков это не касается.
Анализ финансовых поступлений и платежей наводит на мысль, что рост производства товаров и услуг в нашем городе не 106%, как считается официально, а гораздо больше. Но этот рост — в тени.
Почему я говорю о неплатежах так подробно? Потому что здесь зарплата учителей и врачей, здесь возможная сила и фактическая слабость нашего бюджета.
Я предложил бы задуматься о цинизме учреждений или кандидатов в депутаты, которые как бы оказывают спонсорскую помощь, а на самом деле дают подачку из укрытых ими от налогообложения сумм, которые в сто, в тысячу раз больше.
Я хотел бы сказать, что я объявляю войну тем, кто скрывается от уплаты налогов. Это деньги города, и они должны городу принадлежать.
Я мог бы сейчас назвать фамилии и названия фирм. Но предпочитаю, чтобы это сделало налоговое ведомство. Это его обязанность.
Степан Киричук, мэр Тюмени
***
фото: