Без руля без ветрил
Положение тюменской медицины катастрофическое. Это вынуждены признать и участники «круглого стола», прошедшего 15 февраля в областной Думе, и даже те, кто на заседание не пришел. Своим отсутствием они только подчеркнули плачевное состояние дел.
Из более чем ста приглашенных в зале находилось только около 30. Главврачи всех тюменских больниц и медицинских центров «круглый стол» по теме «Проблемы здравоохранения Тюменской области» проигнорировали. Не приехал ни один из 22 приглашенных представителей центральных районных больниц области. Все вопросы, связанные с обеспечением больниц медикаментами, с питанием стационарных больных, с ценами на лекарства и медицинские услуги, с уровнем заработной платы младшего и среднего медицинского персонала, обсуждались без них. Говорят, что причина отсутствия всех «главных» была очень проста: они получили совет-предупреждение «из области» о том, что в областную Думу лучше не ездить…
Положение тюменской медицины действительно близко к катастрофическому. Это подчеркивали все выступавшие, даже те, кто признаваться бы в этом не хотел. Корабль этот разваливается и «сверху», и «снизу». Возможно, первопричина в том, что выбранная модель страховой медицины, от которой, кстати, как от высокозатратной отказались уже во многих странах мира, настолько неэффективна и безжизненна, что не приносит больной российской медицине никакого облегчения. Система финансирования при страховой медицине так запутана и хаотична, что проконтролировать, почему средства, призванные спасти жизнь больным и больницам, утекают сквозь пальцы, — практически невозможно.
К тому же непонятно — зачем городу такое количество медицинских страховых компаний, если они работают неэффективно, с одной стороны. А с другой -?не является ли монополистом ‘компания, контролирующая 95% полисов добровольного медицинского страхования, и не наносит ли этот монополист нам, простым смертным, какого-то ущерба? Те, кто присутствовал на заседании «круглого стола», хотели даже предложить антимонопольному управлению призадуматься над этим вопросом и разобраться с медицинским страхованием города — кого «пущать» в него, кого «не пущать», но потом все же решили, что это дело не антимонопольщиков — лучше бы самой областной Думе объявить среди компаний конкурс на право работать в медицине.
«Горькой пилюлей» оказался вопрос об обеспечении лекарствами — цены в аптеках скачут, это знает и ребенок, и пенсионер. Хотя вроде бы все происходит по закону: для импортных лекарств надбавка не должна превышать 10 процентов, для отечественных — 15. Но фокус состоит в том, что без цепочки перекупщиков аптеке, особенно крупной, типа «Фармации», не обойтись — ни один из фармацевтических заводов страны не выпускает полного спектра лекарственных средств, перечень только самых необходимых из них сейчас насчитывает около 10 тысяч названий. Самостоятельно закупать лекарства областной департамент здравоохранения вроде бы не имеет права, а тюменский фармзавод выпускает лишь с десяток лекарственных средств. Пуск в действие нового завода по производству готовых лекарственных форм решил бы часть проблем — хотя бы для служб экстренной и неотложной медицинской помощи, но окончания его строительства медики города уже ждут не первый год.
Впервые за всю историю тюменской медицины в городе заговорили о банкротстве больниц. По словам заместителя главврача 2-й ГКБ Галины Дмитренко, при таком уровне финансирования медицины вторая городская через 3-5 лет может по статусу стать ниже участковой больницы. Больница выполняет 30 процентов всех медицинских услуг города, но при этом 20 лет ждет капремонта, не может обновить оборудование, а стоимость койко-дня для больных стационара равна 14 рублям (чем можно накормить на эти деньги?). В 1999 году от страховых медицинских компаний больнице перечислено в живых деньгах и по взаимозачетам на 11 млн. рублей меньше, чем больницей оказано медицинских услуг.
Беда тюменской медицины в том, что у областного департамента по здравоохранению отсутствуют, по словам Галины Дмитренко, программа и концепция развития здравоохранения области. Все замерло, и нет движения вперед, зато есть явное движение назад: разваливаются муниципальные лечебные учреждения, нет программы социальной защиты работников медицинских лечебных учреждений. На сегодняшний день корпус младшего медицинского персонала практически уничтожен, укомплектован на 10-15 процентов, при этом санитарки должны совмещать по четыре ставки (не 90 же рублей в месяц получать за то, что моешь пол и выносишь судна), а средний медперсонал по полторы-две. Может, действительно, стоит уже закрывать лечебные учреждения, а экстренную помощь оказывать только по спискам?
С такой точкой зрения, с тем, что не существует реальной концепции развития здравоохранения области, была категорически не согласна Наталья Зольникова, зам. директора областного департамента по организации медицинской помощи населению области. Но при этом она все же сказала: «Мы не говорим о перспективах развития, мы — не оптимисты и не великие реформисты…»
А, собственно говоря, почему? Перспективы тюменской медицине не помешали бы — «давай командуй, капитан».