X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

А Канары — на обочине трассы

Однажды перед гонками — то ли в Тюмени, толи в Кургане — «зилок» Александра Монингера стоял на пыльной обочине рядом со стартовой чертой. Клубный механик Савельев, осматривая машину, заметил под колесом подкову. С трудом выдернув её, он сказал гонщику: «На свое счастье не наезжают». И прибил подкову к заднему борту «ЗиЛа». С тех пор она и осталась на голубом борту, оберегая Александра на сложных и опасных трассах.

Монингер родился в 1954 году. С детства вместе с братом мечтали летать на самолетах. Для брата мечта стала реальностью, а Александр поступил на автокомбинат на улице Гастелло (в летное не прошел по состоянию здоровья). Здесь, на комбинате, он неожиданно почувствовал особый интерес к тому сложному и как будто живому «организму», который называется машина. У каждой марки свой норов, свои причуды, свои достоинства и недостатки.

После комбината он устроился шофером на автобазу рощинского аэропорта, поближе к любимым самолетам. Сначала работал на спецтранспорте, затем пересел на автобус «ЛиАЗ». А в 1976 году при аэропорте был создан автоклуб «Авиатор».

Гонки на грузовиках по коварной трассе, когда машины трутся бортами, пропадая то в пылевой завесе, то в клубах снега, оказались для Александра счастливой возможностью проявить себя, оттянуться на крутых поворотах, вволю порисковать. Ведь не станешь же гарцевать на оживленной дороге, имея в салоне за спиной десятки душ. Александр за внушительной баранкой двенадцатиметрового монстра — с 1976 года.

В прошлом году Монингер на этапе зимнего кубка России в Тюмени дважды стал первым, а в этом году — вторым. Eму больше удаются зимние гонки. На них многое зависит от мастерства гонщика и резины, летом же важнее всего мощность движка. А тут рощинским кустарям не угнаться за «зиловскими» заводскими механиками.

Покрышки для зимних трасс гонщики сами покрывают сложным узором (с помощью ножа или специальной дрели) — для лучшего сцепления с настом. Начнешь лихачить, «можно так заломить машину, что она вертухнется».

Со старта надо выскользнуть вперед, а то затопчут. Раньше гонщики «бодались», но в последние годы федерация автоспорта запретила ставить дуги. Поэтому, если толканешь кого-нибудь передком, «радиатор сразу оденется».

Опыт в гонках придает уверенности Александру за рулем «ЛиАЗа», когда он везет личный состав аэропорта. Не спешит и не дергается. Пассажиры с ним чувствуют себя спокойнее.

Сейчас, когда за окнами снег и мы сидим на его кухне, Александр мечтает о лете. Хорошо выехать на кубок куда-нибудь под Курган или в Реж. Шумный и дружный шоферский табор натянет палатки и разведет костер. Потом тщательно осмотрит верные машины. И — старт. Спортивная злость и проверка нервов. Расчет и азарт. А после гонок, да если ещё окажешься в призерах, на душе легкой радостно. «Никаких Канар не надо».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта