В бой идут молодые старики
В минувшую неделю в нашем городе случилось свыше 370 (!) событий в культурной жизни. От очень приятных для юбиляров застолий в 7 тюменских школах до премьеры и бенефиса в областном драмтеатре. Выбираю два последних, поскольку именно они привлекли особое внимание публики.
И премьера народной драмы по мотивам пьесы Михаила Ворфоломеева «Вечерний звон» в постановке Семена Фуксмана, и бенефис — театральный праздник в честь 70-летия актера и режиссера Рюрика Нагорничных — лишний раз напомнили о приближении 55-летия Великой Победы. Кстати, Фуксману в апреле жахнет 75, так что оба ветерана не просто достойно отличились — оба опрокинули ходячие штампы «ветеран ветерану рознь», «не стареют душой ветераны» и прочая. «Я хочу сказать своим спектаклем нашему обществу, что его отношение к ветеранам Великой Отечественной войны не просто тест на нравственную состоятельность, здоровый моральный дух. Ветераны — не символ, не живая игрушка, которую достают к 9 мая. Они достойны не только почитания и уважения, сострадания и помощи страж-дущим. Их опыт и мудрость способны помочь нашему обновлению, поиску стабилизации и созидания», — сказал мне Фуксман — участник боев с фашизмом. Свою вещь режиссер поставил в духе и стиле коренных реалистических и социально-психологических традиций отечественного театра. В скупом, но точном и выразительном декоре ну просто блестящего художника, фантастического «фигуриста» сценических пространств и фактуры, эмоционально-образно мыслящего философа жизни Алексея Паненкова. Вывернутая на зрителя квартира — метафора еще не нуворишей, но уже и не вчерашних по образу жизни обывателей. Тех самых, которые при любых строях ищут свою, только для себя удобную нишу бытия. В спектакле у них нет фамилий, ибо реализм всегда силен обобщением, типизацией знакомых многим характеров.
Душа драмы — конфликт. Столкновение борющихся сил. Не я, не режиссер, конечно же, не противники обновления страны. Однако события последнего десятилетия, резкое социальное размежевание людей, нравственное безобразие и ожесточение вряд ли украшают сегодняшний день. Трещина зла поразила последний оплот гуманизма — многие семьи. Стяжатели отбрасывают на обочину жизни стариков и детей. Всех, кто хочет жить при свете веры и совести.
В центре спектакля — обычная для наших дней страшная история. Погорелец — отец и дед из умирающей деревни (Семен Фуксман), орденоносец и воин-ветеран — появляется в городской квартире в чем остался. В болотных сапогах и затрапезной куртке (был на рыбалке). Кроме младшей Кати, которая замужем за напористо въезжающем на арендованном такси в рыночные отношения Виталием (Олег Викторович), у старика никого нет. Молодая пара живет у родителей мужа — Юлии Михайловны (Ирина Тутулова) и Юрия Петровича (Владимир Ващенко), лихорадочно осваивающих хищный стиль жизни.
Дед появился, когда семейка взяла старт и удачно мчится к лакомому куску, отбиваясь от конкурентов. Но дочь (Ольга Афанасьева) не поможет. Eе новые родственники, издеваясь над верой старика, над его молитвой, этическими скрепами семейных отношений, советуют ветерану побыстрей устраиваться в богадельню. Ко всему, честной и наивной Кате в магазине подстраивают растрату. В финале дочь исполняет просьбу отца — подписывает заявление об отказе от него.
Семейка довольна, обещает Кате погасить долг, но она отказывается от их денег: «Я беременна, не посадят». Что-то человечное шевельнулось в душах Виталия, его матери. Может, возникающая в страданиях новая жизнь вернет героям утраченный лад? «Подождите, мы заберем вас», — обещает Юлия Михайловна. Отец уходит, а дочь, рыдая, прячет голову в красный бархат с наколотыми на него орденами и медалями.
И летят в разные стороны листки старых календарей — как память о матери и отце Кати, чистых устоях ее деревенского детства. Рядом листки из 2000 года — этакие линии «обоев» в жилище начинающих нуворишей. По мысли сценариста — спор двух начал, но и возможность нужного согласия, чтобы цепь времен и поколений не прервалась. В спектакле много сильных сцен. Вот Виталий вываливает на стол шальные деньги. Мелькают, мелькают алчные руки родичей, злым блеском сверкают глаза. И заходится в исступлении золотой телец, увлекая всю семейку.
Режиссеру удалось прекрасно выстроить актерский ансамбль. Сильный и совестливый народный характер воина-ветерана, хранителя здоровых традиций (отец) являет сам Фуксман. Тонка и нежна душа его дочери-«молчуньи» (Афанасьева). Размашисто и самоуверенно приноравливается к жестокой жизни Виталий (Викторович). Экспрессивна и заразительна семейная пара его родителей (Тутулова и Ващенко). Этакие страстные «проповедники» нового стиля жизни, когда деньги и только деньги решают все.
Спектакль произвел сильное впечатление на зрителя. Он идет на малой сцене, и раздавались голоса перенести его в большой зал.
Окончание в следующем номере