Психоанализ по Удаловой
Накануне 27 марта — Международного дня театра — стоит рассказать о знаковых фигурах среди тюменских слуг Мельпомены. О лидерах — заболей они или исчезни куда-нибудь на пару дней, провалится очередной спектакль, сломают декорацию монтировщики.
В наших театрах много начальников с определением «главный». У Людмилы Валентиновны Удаловой такого нет. Она прежде всего актриса, которой не очень «повредил» недавний юбилей. Цифру не назову, лишь добавлю — те дни совпали с 25-летием творческой деятельности и 20-летним служением нашему театру кукол и масок. С 90-го года Удалова заведует труппой. Пребывает между молотом и наковальней, между дирекцией, ее правилами, и актерами, которым не всегда эти правила нравятся.
В Удаловой и сейчас парадоксально уживаются романтик и путешественник за красотой и деловой человек, виртуозно улаживающий конфликты, находящий компромиссы, незаменимый посредник между талантами и театральными службами.
Она все делает сама, она сама себя сделала. Вопреки воле родителей (военная семья) оставила юридический и в 1975 г. буквально ворвалась на сцену Кемеровского кукольного театра. Ирина Лебедева была ее первым любимым режиссером и учителем. Из знаменитой и ныне королёвской школы «Живой актер и кукла». Сразу же большие интересные роли — Фимушка, которая своей красотой спасает город от врагов, и Чебурашка.
Только вновь молодая энергия рванула, и Удалова устремилась в европейские кущи Союза. В 1981 г. знакомые позвали в Тобольск. Чудо-театр — резной дворец из сибирской лиственницы — привел в восторг. Решила — тут мое место. Пока оформлялась, заехала в Тюмень, зашла в театры. Тогда кукольный дом блистал новизной, а после разговора с главным режиссером Анатолием Тучковым Тобольск был забыт. Уральская зона достигла пика славы, но Тучков не торопился включать Удалову в основу. Четыре сезона нескончаемых командировок. От Ямала до сельских клубов Казанского района. «А что вы хотели? Садисты из министерских чиновников установили кукольным театрам страны убойный план — 1200 спектаклей на труппу в год. По три спектакля в сутки. В Нижневартовске были. Зал на 700 мест, ни микрофонов, ни нужного света. Ничего — и за себя, и за того парня».
«Каторга» сменилась основной сценой. Удалова удачно вписалась в легендарные спектакли 80-х — «До третьих петухов», «Макбет». После Тучкова главным в театре стал Сергей Кузин. И снова творческий подъем. Впечатляющие роли в авангардной «Лысой певице», в гоголевской «Женитьбе». Кузин никогда не «дрессировал» актеров, он вдохновлял, создавал спектакль вместе с ними. Режиссер от души.
Спрашиваю у Удаловой — как получается ее преображение, ее чудо игры? Она не знает или не хочет говорить. Просто берет куклу в руки, и та оживает. Сразу и как надо в спектакле. Завлит Татьяна Осколкова: «Представьте невозможное. Полчаса до спектакля. Сломались декорации, заболели коллеги. Появляется Удалова, берет руль на себя, заменяет коллег, и все нормально. Она — личность, человек, не боящийся принимать решения и доводить их до конца. Наши говорят — бесценный человек.
Она на самом деле добрая. Даже маска у нее добрая. Не любит, когда бьют по рукам, но если так — и за себя, и за других сумеет постоять. Лишь когда все кончится… «Я ведь тоже плачу», только при самых близких.
Ожил телефон, и Удалова умчалась на репетицию. Петь романсы XIX века в озорной и лукавой фреске Григория Гольдмана по мотивам пушкинской сказки о рыбаке и рыбке. Петь и играть Старуху. Этот спектакль театр покажет в конкурсной программе фестиваля «Золотой Конек». Одно там не нравится Людмиле — разбитое корыто в финале. Впрочем, такое Удаловой не грозит. Не дождетесь!
***
фото: Лариса Удалова и Юрий Федоров в спектакле «Лысая певица» (1991 г.).