Взглянуть вблизи на тьмутаракань
дают на это деньги. Поэтому фестивалей уйма, но они все локальные. На этом старте десятка два городов. …Мне сегодня гораздо важнее заниматься провинцией, чем Москвой. В Москве все захватил коммерческий театр. Идет соревнование между одними и теми же крупными мастерами… Провинциальный театр думает о душе, о любви — о категориях, которые Москва считает наивными.
Ирина Мягкова, московский театральный критик:
— В понятие фестиваля входят не только количество и качество спектаклей. Фестиваль — это некая праздничная театральная среда. Это, в первую очередь, люди, встречи. В рамках фестиваля удобнее себя заявить организаторам, тем, у кого есть деньги и инициатива.
В России нет как единого фестиваля, так и нет полноценного театра. По пальцам можно пересчитать интересные театры. Интересные не в творческом, а в организационном плане. Что касается отдельных спектаклей, то их, как правило, сейчас делают молодые режиссеры, приехавшие из столиц в провинцию, в Москве им трудно устроиться.
Ольга Скорочкина, санкт-петербургский театральный критик, мужественно довезшая до Тюмени тяжеленных «золотых коньков», сказала, что главное для нее в подобных фестивалях -посмотреть, «кто на что молится, кто во что верует»; Юрий Коваленко, мастер сценографии, выразил надежду, что на следующих фестивалях помимо сценографической работы театральных художников мы сможем полюбоваться на выставку их живописных работ в фойе. Рассказывали и о печальном опыте недавнего фестиваля в Барнауле, где не было обсуждения спектаклей как «момента фокусирования общего внимания», без чего театралы чувствуют непроговоренность «пустого» прогона.
В завершение конференции Юрий Кузнецов, директор нижневартовского кукольного театра «Барабашка», сказал, на мой взгляд, самое существенное: «Тюменский фестиваль честен и беспристрастен, здесь нет эдакого междусобойчика, когда заранее распределены все призовые места»…