Почти апокалипсис
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы» (Апокалипсис, гл.XX.7). Все это уже произошло в 1999 году, но россияне до сего момента были не в курсе. Наконец-то Америка «раскололась» — фильм Питера Хайамса с интригующим названием «Конец света» дает отчет о случившемся.
Приготовьтесь, с первых аккордов вас прижмет к креслу самый что ни на есть сатанин-ско-мистический саундтрек, который в сочетании с выплывающими из дикого пламени титрами и пентаграммами создает просто сногсшибательный эффект.
Сюжет картины до неприличия ординарен, а действие до возмущения предсказуемо. 1999 год. Человечество ожидает конца своего существования. Телевидение и радио наперебой предлагают самые оригинальные версии новогодней ночи, газеты пестрят пугающими заголовками. Люди торопятся включить в распорядок дня экстренное посещение ближайшей церкви для покаяния в грехах и обретения душевного спокойствия.
И надо же, именно в эти суматошные дни в самом центре Нью-Йорка появляется Сатана (Гэбриел Бирн), раз в тысячу лет поднимающийся из преисподней. Он вновь озабочен идеей покорения мира, а посему желает обзавестись потомством и делает все, чтобы разыскать свою жертву. Для этой неприглядной роли он выбрал молодую невинную девушку, якобы предназначенную ему звездами, Кристин (Робин Танни). И ждать бы нам второго «ребенка Розмари», не появись вовремя одряхлевший, но по-прежнему зубодробительный Шварценеггер, который спасает юную красавицу и с нею, конечно, все человечество. При этом, как и положено, жертвует своим бренным телом во имя добра и справедливости. Впрочем, сюжет прост. Не надо быть ясновидцем, чтобы угадать, чем закончится это гениальное творение.
Умолчим о режиссерской работе, создавшей не то мистический триллер, не то боевик, а может, вовсе фантастическую комедию, этакий образчик американского кинематографа эпохи раннего палеолита. Непонятно, на кого рассчитан фильм? Eсли на детей 14 лет, то почему в нем так много огня, крови и не подлежащих восстановлению автомобилей? А если для тех, кому за …. — то они просто не смогут его осилить — звучные удары и оглушающие взрывы помогут потерять остатки драгоценного слуха. Снизить же громкость нельзя — есть риск не услышать, как яростно и смело герой бросает вызов самому дьяволу.
Операторская работа, зрелищные спецэффекты и компьютерная графика — главные причины того, что фильм все-таки стоит посмотреть, особенно на большом экране. Игра актеров не поражает искусством перевоплощения, но взглянуть, как все тот же Шварц, размахивая кулаками, на равных борется с безобидной старушкой (на самом деле — слугой дьявола), послушать остроумные люциферовы рассуждения о сущности священного писания («Библия — распухший пакет прессы»), согласитесь, стоит потраченного времени и денег.