Разговор на непраздничную тему
— Оплатите проезд, — обратилась кондуктор коммерческого автобуса к только что вошедшему.
— Я ветеран… Сейчас…
Стал обшаривать карманы. Оказалось, что удостоверения нет. Кондуктор стоит рядом, ждет.
— Забыл, — растерялся дед.
— Тогда платите, — как-то неуверенно и в то же время требовательно сказала женщина, не поднимая глаз. Старик снова полез в карманы. Теперь уже за деньгами. Рассчитался. Пассажиры притихли.
Наблюдавшая за сценой женщина возмутилась: «И не стыдно вам?!Видно же — воевал человек. Три рубля жалко!» «Нам тоже бензин надо покупать!» — резко бросила кондукторша, по-прежнему не глядя на ветерана. А тот, словно оправдываясь, стал говорить, что он не бедный, в деньгах не нуждается…
***
Другой ветеран, наоборот, пришел просить. По словам депутата Госдумы, к которому он обратился, старику больше 80 лет. Он всю жизнь прожил в частном домишке, как говорится, без удобств. Он уже ходил «по инстанциям», но ему посоветовали «коротать свой век уж как-нибудь, немного ведь осталось…» А старик сопротивляется: хочет последние деньки пожить в нормальных условиях, вот и попросил депутата посодействовать в получении однокомнатной квартиры. Специально пришел накануне праздника.
***
Этот ветеран звонит в редакцию уже не первый раз. Добивается разъяснения: «Почему для ветеранов и участников войны проезд на маршрутных такси нельзя сделать бесплатным?» Ответы-отписки чиновников его не устраивают. Он не успокаивается. Он хочет понять — неужели к старости не заслужил этой привилегии?..
Ветераны и участники войны, просто пожилые люди чаще других обивают пороги кабинетов: задают вопросы, жалуются, возмущаются, просят помощи. Раздражают этим кабинетных специалистов.
А потом приходит праздник и мы опять повторяем одно и то же: благодарим за подвиги, извиняемся за невнимание, за нынешнюю материальную немощь государства, подсчитываем, как мало их осталось, даже жалеем…
Праздник проходит, и снова для ветеранов наступают героические будни. Снова им приходится доказывать свое право на то, что они давно заслужили. Уважение и достойную старость.