Койко-место на вею жизнь
Нет ничего более постоянного, чем временное. Это высказывание можно отнести и к нашим общежитиям. Задуманные как временное жилье, они фактически превратились в постоянное место жительства.
Семья Eлены Бабарыкиной, учителя гимназии № 5, въехала в комнату молодежного общежития по улице Харьковской, 1 восемь лет назад. Сегодня семья из четырех человек ютится там же, на 17 квадратных метрах. Впрочем, в этом же общежитии в таких же условиях живут и другие семьи. И не только в этом. Надежду на получение квартиры они уже давно похоронили, потому что жильцы общежитий, как правило, бюджетники: учителя, врачи, инженеры. Рабочим предприятий тоже ничего не светит: ведомства! с радостью переложили бремя содержания общежитий на плечи муниципалитета.
Eдинственная возможность улучшить жилищные условия -приватизировать комнатёнку, чтобы продать ее. Добавив вырученные деньги к личным сбережениям, купить нормальное жилье. С этой просьбой жители общежития на Харьковской, 1 обратились к начальнику территориального управления Центрального округа Валерию Фалееву и мэру Тюмени Степану Киричуку. В ответ получили письмо: «Дом № 1 по ул. Харьковской имеет статус общежития, а жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат».
Но это правило не распространяется на общежития квартирного типа, или, как их еще называют, малосемейки, пансионаты. В Тюмени статус жилого дома (условие, при котором возможна приватизация) уже получили 50 таких общежитий. Набор жилых и подсобных помещений других общежитий (коридорного и секционного типов, к таким относится и дом на Харьковской, 1) для изменения статуса не соответствуют нормам СНиПа: на одну комнату должен быть один санузел, один водопроводный кран.
Выходит, что СНиП предусмотрен для общежитий, которые сегодня превратились в жилые дома и оказались в подвешенном состоянии. Фактически уже не общежития, юридически — нежилые дома. В Москве, в Казахстане и других российских городах власти решили проблему, нашли варианты приватизации общежитий. В нашей мэрии «пытаются закрыть брешь». Говорят, что подобные общежития — жилой фонд города, что горожане стоят в очереди и имеют право на получение комнаты в общежитии. Но речь не идет о передаче в собственность всех комнат и всех общежитий. А передав общежитие в собственность жильцам, город мог бы освободить себя от расходов на содержание этого жилья. Не секрет, что условия там с каждым годом все хуже.
Вот отрывок из письма жителей на Харьковской: «Мы живем в антисанитарных условиях: туалетами и душевыми пользуются совершенно посторонние люди, канализация часто не работает, в коридорах грязь и холод. Постоянное воровство, пьяные драки и ругань. Проживая в страшной тесноте (менее.5 кв.м на человека), вынуждены держать в комнатах всю хозяйственную утварь, так как общественная кухня полностью разграблена».
Над этой городской проблемой, говорят, работают и коммунальщики, и юристы… Выход вроде бы есть — провести реконструкцию. Но для этого всех жильцов придется отселять — не только хлопотно, но и дорого. Разрешить приватизацию, обойдя санитарные нормы и правила, которые датированы 1989 годом, нельзя. Как сказали в мэрии, если найдется умный горожанин, который подаст в суд — то он будет прав.