Шапка Мономаха на депутатской голове
В двухтысячном году никто не получит звания почетного гражданина Тюмени. Хорошо это или плохо в отношении конкретных соискателей высокого звания -судить не берусь. Зато никого из городских законодателей нельзя упрекнуть в «датских» настроениях. Ни над кем не довлела магия цифр, никто не пытался, по крайней мере, в зале заседаний Думы, воскликнуть — неужели в торжественный миг перемены тысячелетий мы не найдем среди пятисот с лишним тысяч сограждан хотя бы одного достойного человека! Это, как говорится, вселяет оптимизм. Некоторые, правда, плохо скрываемые сомнения горожан, с которыми мне приходилось встречаться в эти дни, отлились-таки в недвусмысленное и принципиальное голосование Думы.
… Он честным был, но честных в мире много. Он храбрым был, но храбрых — миллион…
Пятнадцать депутатов и мэр решали судьбу почетного звания торжественного года. Всего шестнадцать голосов, а по условиям для победы надо было получить тринадцать. Дважды мэр проходил по списку претендентов, которых тщательно просеивала городская комиссия, но так и не смогла (или не захотела?) кого-то отсеять. Хотя, если правду сказать, явные аутсайдеры в списке десяти прослеживались. Но такова воля комиссии. А решать все равно депутатам.
Была и группа поддержки, весьма немногочисленная. Депутаты, как договорились прежде, в обсуждении не участвовали. Только Ришад Зиганшин, презрев условности, бился за тех, кого сам же и представлял к званию почетного гражданина. Но что может один человек? И прославленное красноречие ректора Куцева, почетного, заметим, гражданина, не сработало на этот раз. Eго опекаемый получил всего семь голосов, занял третье место, которое призовым не оказалось. Как не оказалось, впрочем, и первое. Профессор Зиганыиин набрал голосов больше всех, одиннадцать, но этого, как вы понимаете, оказалось недостаточно. Немного принесли кандидату-ветерану войны и сбивчивая речь депутата областной Думы Александра Черепанова, и его же письмо в поддержку: мол, годы не позволят ветерану еще раз принять участие в подобном конкурсе… Городские думцы речь выслушали, а проголосовали все равно по-своему…
Мэр сказал, когда голосование закончилось и результаты были обнародованы: «Я думаю, что по этому поводу ничего не надо говорить».
На заседании Думы, естественно, ничего. Зато после, на других заседаниях, вероятно, к этому вернутся еще не раз. Во-первых, хотя бы для того, чтобы щадящими, на первый взгляд, решениями не наносить урона самолюбию весьма и весьма достойных людей. Во-вторых, условия присвоения почетного звания должны быть столь же высоки, сколь и конкретны. Не думаю, что среди полумиллионного города не оказалось человека с действительно выдающимися заслугами. Надо только, чтобы они были известны и очевидны. Чтобы решала не организаторская работа, не ходоки-доброхоты, а поистине общественное признание.
И еще — отчего бы не подумать, чтобы из положения о присвоении почетного этого звания снять полагающиеся по статусу материальные блага?
Впрочем, до очередного «присвоения» еще целый год. Eсть время подумать, есть время решать.
… На последнем перед летними каникулами заседании городской Думы было сказано много интересного, хотя и не всегда, на мой взгляд, бесспорного. Впрочем, депутаты тоже люди. Им тоже требуется время, чтобы осознать всю тяжесть и ответственность возложенных на них регалий.
Про шапку Мономаха и тяжесть ее задолго до нашего времени сказано.