Кладезь искусств в доме науки
В Тюменском научном центре на Таймырской, 74 открылась выставка с названием непривычным и странным, на слух даже несколько несоразмерным с идеей художественной экспозиции вообще — «АРТезианский колодец». Но по сути оно очень меткое. Как минимум дважды название попало в точку.
Видимая простота часто обманчива. И если не всматриваться в детали, в штрихи, в полутона, можно упустить самое важное и очевидное. Очевидно, что новый взгляд на привычное слово придал «артезианскому колодцу» новую глубину. Искусство — art. — вот источник неиссякаемой жизни. Глубина, скрытая в простоте, — вот чистый источник вдохновения.
Реальность часто обретает сюрреалистический подтекст. Особняк из красного кирпича, построенный на Таймырской кем-то из «новых русских», в один прекрасный, видимо, день стал научным центром. А все архитектурные изыски и излишества строения дали повод поразмыслить над возможностями их применения. Так возникла идея обыграть внутренний «колодец» помещения, превратив его в картинную галерею. Тем более что Америку в этом плане открывать было не надо. Например, знаменитая в 60-е годы выставка произведений художников на Манхеттене была открыта в шахте лифта.
Соединяя земное и неземное, «АРТезианский колодец» стал первым опытом создания экспозиционной среды в стенах научного центра, первым опытом сотрудничества художников и ученых Тюмени. Далеко за примерами такого сотрудничества ходить не надо. Новосибирский академгородок, например, с самого своего рождения является не только научным, но и культурным центром и даже более чем городского или областного масштаба.
На выставке представлены работы пяти тюменских художников — Александра Чемакина (живопись, графика, объекты), Владимира Глухова (живопись, графика), Олега Федорова (живопись, графика, фотографии), Светланы Лихошерстовой (живопись, графика, керамика) и Анны Кошелевой (фотографии). По сравнению с «мэтрами» — Чемакиным,
Федоровым и Глуховым, — Анна и Светлана — дебютантки, мало известные не только широкому зрителю, но и интересующемуся искусством тюменскому бомонду. Впрочем, по словам идейного вдохновителя выставки Олега Федорова, «ни возраст, ни регалии не имеют значения. Eсли человек состоялся как художник -это видно, это читается без всяких титров. Художником можно быть и в 6-7 лет». В перспективе, кстати, в «колодце» планируется проводить выставки и самых юных, и самых зрелых художников. «Колодец не должен быть пуст, — сказал Олег Федоров. — Он должен быть заполнен». Юрий Михайлович Федоров — отец художника, философ, культуролог, добавил: «Колодец соединяет разорванные кольца поколений и культур. Главное, не утонуть в поп-арте».
Ключевой идеей выставки явилась и насущная необходимость соединения художественной техники с новейшими компьютерными технологиями. Наравне с «живой» художественной галереей на выставке впервые работала виртуальная интернет-галерея. Eе автор — Роман Федоров — продемонстрировал уже созданные персональные сайты тюменских художников — Чемакина, Глухова, Федорова. Новые информационные технологии, по словам самих художников, дают прежде всего возможность общаться больше и проще. Ктомуже появляется возможность показать себя далеко за рубежом, не складывая картины и вещи в чемоданы. В общем, «АРТезианский колодец» высветил перед тюменскими художниками доселе невиданные перспективы. Не зря говорят, что из колодца звезды видятся ярче.
***
фото: