X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Юбилейное

Наталье Петровне Фирсенко сегодня исполняется… Стоп-стоп, я не готов пунктуальности ради выдать священную тайну. Скажем просто -у Натальи Петровны день рождения.

У Натальи Петровны — высокая должность: начальник фармацевтического управления областного департамента здравоохранения. Eсть у нее орден и почетные знаки. Eсть научные публикации.

Но есть нечто, что не меняется, — отношение к людям. Признаюсь, что во времена большого лекарственного дефицита и я пользовался знакомством с Натальей Петровной. Не столько для себя, сколько для коллег, с которыми работал. Думаю, что Наталья Петровна изумлялась столь обширному букету моих «заболеваний». А может быть, просто догадывалась, что я делился ее щедростью с товарищами.

И вот в маленьком кабинете начальника мы беседуем о профессии. О той, представителей которой в первобытные времена называли колдунами, в средние века — алхимиками, а в советские времена, помню, даже отравителями… Однако Наталья Фирсенко профессионально пунктуальна.

— Я не фармацевт. Я — провизор. От латинского provideo — впередсмотрящий, угадывающий. Даже в советские времена в эту работу вкладывался большой смысл. Врач ставит диагноз, выписывает лекарства, а провизор должен обеспечить. Хотя, с другой стороны, факультет я закончила фармацевтический, моя специальность — фармация. Отсюда и мое ощущение профессии -готовность прийти на помощь.

Она хорошо помнит практику в Новосибирске, четыре тюменские студентки в четвертой аптеке. Лето, отпуска, студенткам в первую же неделю доверили самостоятельно готовить лекарства по индивидуальным рецептам (сейчас это редко встречается, -сетует Н.П.). Тогда казалось таинством. Тем более что контроль был строжайший.

— А на себе пробовать не приказывали? — подшучиваю я. Нет, говорит, но мази пробовали. С тех пор к ассистентской, так называется комната, где готовят лекарства, у Фирсенко — священный трепет. И второй урок Новосибирска. В программу гомеопатии обязательно входит умение желать пациенту выздоровления. Иначе, уверяет Н.П., выздоровления может не наступить…

(Вот видите, а в самом начале наша именинница уверяла, что ее работа ничего общего со средневековьем не имеет!).

Беседа со специалистом здравоохранения неизбежно колеблется от оптимистического к очень печальному. Мне подумалось, что такой человек, по разным поводам посещая места последнего покоя, не может не считывать даты на надгробных камнях, огорчаясь там, где временной разрыв очень уж невелик…

— А вы знаете, что продолжительность жизни и работа здравоохранения лишь на 17-20 процентов зависят от лекарств? Все остальное -от других причин. Но когда бываю в онкологии, в районных больницах, когда вижу очереди в поликлинике, я думаю: отчего люди так часто болеют? Как им помочь?

Раньше была главная проблема — найти необходимое лекарство. Сейчас — где взять средства, чтобы закупить медикаменты?.. За последние десять лет, рассказывает Наталья Петровна, двери страны широко распахнулись. Провинциальные провизоры узнали, что умеет мировая фармация. Узнали, что существуют медикаменты, которые при правильном подборе даже серьезно больному человеку могут обеспечить комфортную жизнь и высокоэффективную работу. Появился хорошо очищенный «человеческий» инсулин. Уникальные антибиотики. Лекарства для онкологических больных и сердечников. Но в те же двери вошел и негатив. Недостаток информации. Регистрационная путаница. Например, одно и то же лекарство для ревматиков внесено в справочники под семнадцатью разными названиями…

Мы говорим о фармации, как об очень выгодном бизнесе. В Тюмени 59 аптек, по одной на каждые семь тысяч жителей. Но стихия — только кажущаяся. Во всем мире этот бизнес жестко контролируется. Поэтому фармацевт-чиновник должен знать законы, знать экономику. И рядом -социальные проблемы, льготы, адресные дотации…

По аптеке, считает Наталья Петровна, легко определить состояние здоровья нации. Eсли люди начинают покупать не лекарства, а витамины и другие профилактические средства, значит, оно улучшается. И наоборот, если растет потребление психотропных, противотуберкулезных, сердечно-сосудистых препаратов. И если изучать рецепты, которые выписываются ребенку первого года жизни… Аптеки многое улавливают.

— И что же видите?

— Люди болеют…

Под занавес — несколько частных, «человеческих» вопросов.

— Вам приходится думать так: если бы не я, кому-то было бы плохо?

— Я — скромный человек. В нашей системе один может немного. Были экстренные ситуации, аварии в Сургуте, в Надыме, когда приходилось срочно готовить туда лекарства…

— Вы хотите сказать, что в наше время уже нет места для поступков доктора Швейцера, доктора Хавкина?

— Сейчас многое можно правильно решить, если быть хорошим бюрократом.

— А когда вам в последний раз хотелось поработать в аптеке?

— Каждый день хочу.

Я так много мог бы добавить к этому разговору. И мне трудно что-нибудь к нему добавить.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта