Классика на сцене театра абсурда
На сцене тюменской филармонии прошел гастрольный спектакль Содружества актеров Таганки «Дурь, или Как ночь переспать?». Автор спектакля и исполнитель главной роли — актер театра Алексей Кирюшенко. После спектакля наш корреспондент встретился с Алексеем Адольфовичем.
— В афише стоит имя автора
— Н. Некрасов. Это наш великий поэт Николай Некрасов?
— Да, он самый. Спектакль поставлен по мотивам его рассказа «Осенняя скука». Рассказ совсем небольшой, в нем несколько эпизодов из жизни барина в глухой, забытой богом деревеньке. Уклад жизни барина, его челяди такой же, как в усадьбе Обломова — многочасовой послеобеденный сон и маета от безделья в долгие осенние вечера, тяжелые бессонные ночи. Барин еще довольно молод, не женат, и ему остается только сделать из челяди «крепостной театр», актеры которого исполняют любые желания и видения барина. Чтобы спектакль получился современным, я решил придать ему несколько странную форму.
— И все же спектакль в традициях Театра на Таганке?
— «Содружество актеров Таганки» всегда занимало активную гражданскую позицию. Созданный Николаем Губенко и его единомышленниками народными артистами России Зинаидой Славиной и Леонидом Филатовым театр, на мой взгляд, — демократичный, интересный. Сейчас, когда на сцене можно ставить все, художественный уровень становится главным критерием спектакля. Мы решаем «Дурь…» в контексте игры, далекой от правдоподобия. А яркий шумный калейдоскоп «песен, шуток, плясок и всяческих безобразий», проделываемых барином и его дворней, может заставить зрителя смеяться, окунуться в водоворот событий провинциальной жизни. По-моему, и сегодня актуальны вопросы, которые задает себе российский барин Сергей Сергеевич — «Что делать?», «Кто виноват?» -но не из-за заботы о ближнем, а от собственной сытости, которая может свести с ума!
— Действительно, Сергей Сергеевич, прямо-таки списанный с картины художника Федотова (папильотки на редеющей шевелюре, видавший виды домашний халат), оказывается талантливым режиссером своего театра. Любое желание или видение барина. Мгновенно воплощается на сцене. Дворня настолько вышколена и артистична, что легко перевоплощается то в лихой казачий ансамбль песни и пляски, то в разудалый цыганский табор, то в загадочную группу заговорщиков во главе с предводителем очень маленького роста, размахивающим вместо знамени белыми панталонами своего барина, то в весьма натурально кукарекающих петухов… А чего стоит разыгранная сцена детской игры «гуси-гуси», где барин, как и подобает, — серый волк… А какие еще формы сценического действия вы внесли в спектакль?
— Ну хотя бы реплики профессиональных кавээнщиков, произносящих свои репризы прямо-таки по некрасовскому тексту, пародии из театральных капустников. Присутствует в спектакле и нестрашная мистика театра абсурда. К тому же, на мой взгляд, в ткань спектакля удачно вплетена русская музыка — песни и романсы в аранжировке моего брата композитора Андрея Кирюшенко.
— А кто ставил танцы донских казаков?
— Наш хореограф Сергей Торгашев поставил подлинный казачий танец с головой лошади, кроме того, он автор постановки русских и цыганских переплясов.
— В Москве «Дурь…» очень популярна, на спектакль идут, как на премьеру, играют на Таганке 3-4 раза в месяц. А где еще вы были с этим спектаклем?
— С «Дурью…» мы объехали пол-России — Север, Сибирь, Дальний Восток. И везде — «переаншлаг»! Необыкновенно теплым был прием тюменских зрителей, мы нашли взаимопонимание с залом.
— Да и актеры способствовали этому взаимопониманию, то и дело спускаясь в зал и подсаживаясь к зрителям. Играли участники спектакля упоенно, самозабвенно, несмотря на утренний перелет.
Расскажите о ваших коллегах -актерах, исполнявших роли дворни барина Сергея Сергеевича.
— Прежде всего хочется представить Игоря Бушмелева, он сподвижник и друг Николая Губенко, вместе с ним организовывал театр после ухода Юрия Любимова. Он неподражаем в роли дворника и конюха. Андрей Бетуханов — самый маленький ростом из челяди, но взявший на себя организацию «бунта» против расходившегося барина. Борис Каморэин — талантливый комедийный актер, в спектакле он -повар Максим и тапер, не лишенный музыкально-исполнительского таланта. Это он аккомпанирует многим эпизодам действия, Превосходна и виртуозна игра самого молодого актера Андрея Бутина, выпускника Щукинского училища по классу народного артиста Катина-Ярцева, Eго лакей — второй герой в спектакле после барина — на все руки мастер. Удачны образы, созданные Eленой Торшиной (пышнотелая ключница Анисья, помыкающая своим барином) и Eкатериной Глебовой (дворовая девушка Татьяна, пассия многих дворовых мужчин, да и самого барина, при случае заглядывающего к ней),
— Алексей Адольфович, какие роли вы сыграли в театре и каковы планы на будущее?
— Как режиссер я поставил недавно «Школу жен» по Мольеру. За эту работу получил лауреатство на фестивале пьес Галича и Войновича. Пользуется успехом у зрителей и моя работа над инсценировкой произведений А.П. Чехова с необычным названием «Мы попали в запендю». Там я играю роль — Левы. В планах театра — «Сотворение мира» по Миллеру с Виторганом, Дуровым, Сотниковой, Филатовым и «Похождения Насреддина» с Н. Фоменко.