X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лица XX века

Азартный человек бурмастер Лёвин

Геннадий Лёвин, буровой мастер с Самотлора. Потом начальник управления буровых работ №2 в Сургуте. Зам. председателя Верховного Совета РСФСР. И это еще не все о нем.

Когда-то он стал самым молодым Героем социалистического труда в стране, и девушки узнавали его на улице. Вслед за Степаном Повхом он начал разбуривать Самотлор и там, на зыбкой болотистой почве, достиг самых высоких скоростей проходки и строительства нефтяных скважин. Бригада Геннадия Лёвина бурила и сто, и сто пятьдесят тысяч.

А потом, уже в Сургуте, Геннадий Михайлович стал руководить не одной скоростной бригадой, а несколькими. И все они «ходили за сто тысяч», все славные мастера — Василий Воловодов, Василий Сидорейко, Абиль Шукюров…

Сегодня не только Сургут, вся страна, да, пожалуй, и весь мир, знают руководителя компании «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова. А когда-то, там, в недрах двадцатого века, многие сегодняшние лидеры Приобья были в тени этого славного человека по имени Геннадий Лёвин.

А теперь признание.

В течение многих лет, работая в редакции «Тюменского комсомольца», а потом «Тюменской правды», я собирал фотографии, посвященные тюменскому нефтяному и газовому Северу. Те самые снимки, которые, пройдя жестокую резку в секретариате…

(Однажды Толя Туринцев «дорезался» до того, что от снимка двух человек и коня остался только конь с наездником. Зато в подписи сохранились две фамилии, вмотреть на жеребца с человеческим именем и отчеством было интересно!)…

…и спецобработку в цинкографии…

(Там снимки переводились на металлические пластины, сегодня так, кажется, уже никто не делает)…

…а потом их складывали в шкаф. Когда шкаф переполнялся, снимки, за которыми и Володя Иванов, и Саша Лахтин, и Аркадий Космаков, и Юра Чернышев, и многие-многие другие мотались по северным трассам, заботясь в морозы о себе меньше, чем о фотоаппарате…

(Это при том, что пределом фотомечтаний у большинства была какая-нибудь немецкая «пентакса», а чаще всего «зенит» либо «киев», который ценился выше — его металлическая шторка не замерзала. Это только сейчас фотокор без «никона» или «канона» себя не уважает)…

…потом эти снимки просто выбрасывались на улицу. В мусорный ящик. Поэтому, когда мое дежурство в типографии совпадало с переполнением шкафа в корректорской, я перебирал старые снимки и особенно полюбившиеся уносил к себе в кабинет. И они кочевали за мной из редакции в редакцию.

А когда прошли годы и стало ясно, что у меня вместе с вами есть шанс заглянуть в следующий век, мне стало жаль, что эти снимки забыли. И что эти замечательные лица людей двадцатого века, который был…

(Теперь уже почти пора говорить о нем — был!)…

…который был одновременно великим и ужасным, вы не можете увидеть, вы не можете еще раз заглянуть в глаза нашему прошлому. Заглянуть в глаза самим себе, вчерашним, оставшимся там, в двадцатом веке.

Так родилась наша рубрика «Лица XX века», которую я буду вести и постараюсь вам рассказать, что помню об этих людях. Хотя бы чуть-чуть. Жалко, что поздно придумалось это.

Вот так.

***

P.S. А еще — если бы я был директор краеведческого музея, я подписал бы договоры со всеми фотокорреспондентами Тюмени, их всего-то десяток-пол-тора, о том, куда по прошествии времени будут отданы их фотоархивы.

Потому что и XXI век быстро закончится — не успеете оглянуться.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта