Служба без контракта
На пороге очередная предвыборная кампания.
Люди снова будут, оставляя следы клея, яростно сдирать со своих подъездов листовки. Снова будут раздраженно хлопать дверью, услышав сакраментальное: «Это предвыборный опрос» — уже десятый раз за день. Будут отмахиваться на улице от различных буклетов и брошюрок. Будут удивляться «сверхъестественному» проникновению агитаторов сквозь железные двери и кодовые замки. Агитатор не виноват, у него работа такая.
Чаще всего в инициативных группах работает молодежь, студенты — клеить листовки и ходить с «соцопросами» можно до, после или вместо учебы, а если агитировать сразу за нескольких кандидатов, получается неплохой заработок. Eсли не «кинут», конечно.
А «кинуть» могут запросто. Большинство претендентов на тепленькое местечко предпочитает контрактов не заключать, обещая «в любом случае не обидеть». Как ни парадоксально, некоторые действительно не обижают.
Виды активной деятельности во имя победы «своего» кандидата разнообразны. Любая предвыборка начинается со сбора подписей. Зарегистрироваться кандидатом может любой желающий, необходимо только набрать определенное количество подписей в свою поддержку (или заплатить немаленький взнос). Тогда считается, что «кандидат выдвинут группой избирателей».
После сбора подписей разворачиваются основные «боевые действия». Это раскидывание газет, открыток, писем от кандидата по почтовым ящикам, расклейка листовок, раздача буклетов, «набеги» на квартиры.
Работа «уклейкой» заключается в том, чтобы, невзирая на громогласные и не всегда печатные проклятия скамеечных бабушек, любыми способами прикрепить к подъезду листовку с изображением кандидатской физиономии. К железным дверям элитных домов приближаться с такими намерениями не рекомендуется: опасно для жизни. «Не пачкайте двери, клейте рядом на стены». В чем, интересно, принципиальная разница между грязной дверью и грязной стеной?
Жизнь свеженаклеенной листовки коротка: молниеносно обрывают конкуренты, которые иногда идут по «горячему» следу. Клеить на морозе, зная, что через минуту все равно сорвут, -удовольствие ниже среднего. Поэтому некоторые продвинутые «уклейки» выполняют работу и за себя, и за конкурентов, чтобы те особо не напрягались. Дома делают заготовки со следами клея или скотча, а потом на участке рвут, сминают и разбрасывают, вместо того, чтобы клеить. Это колоссальная экономия времени, сил и здоровья. А потом, когда приезжает шеф с проверкой, видно: висела листовка — и нет листовки. Сорвали. Вон, до сих пор обрывки валяются.
А обдирать ногти на «чужих» листовках совсем не обязательно. Можно на них просто уши, рога, клыки подрисовать. Истинное лицо кандидата…
Раздавать буклеты на улицах -все бы ничего, да вот только ручки зябнут, ножки зябнут, не пора ли нам, как говорится, в штаб?
«Набеги» на дома — самая утомительная и неблагодарная работа. Ходить по квартирам, выясняя «политическую ориентацию» жильцов, рассказывать о том, какой наш кандидат хороший, просто замечательный. Оставлять следы своего визита — предвыборную программу, с которой в некоторых случаях предлагают сходить кой-куда… А люди разные. Могут сразу, не открывая двери, послать, а могут — после часа душевных излияний или нотаций. Могут напоить чаем (или даже чем-нибудь покрепче), а могут и с лестницы спустить.
После двух пройденных подъездов начинают подгибаться колени и заплетаться язык. Однажды агитатор очень долго и увлеченно рассказывал о своем кандидате — бывшем сотруднике бывших органов госбезопасности. В следующей квартире он разговор начал так: «Здравствуйте. Я из КГБ». Другой агитатор, привыкнув к телефонным опросам, позвонив в дверь, сказал: «Алло». Комментарии излишни.
Обычно кандидаты требуют отчет: номер дома, квартиры, иногда фамилию и телефон. Чтобы не усложнять себе жизнь, агитаторы частенько просто раскладывают по почтовым ящикам материалы, предназначенные для личного вручения после доверительной беседы. А в дневнике «аллигатора», естественно, все шито-крыто. Дом пройден.
В общем, «наша служба и опасна, и трудна». Но есть масса возможностей ее упростить. Тем более что, когда наступает «час расплаты», и фавориты, и аутсайдеры проявляют чудеса хитрости и изобретательности, чтобы заплатить как можно меньше. Поэтому вполне понятен настрой некоторых «работничков»: «А если нам гроши заплатят, что тогда — зря старались?» Все на честность. Контракта нет.
Конечно, не хочется отношения с работодателем низводить до уровня «ККК» — «кто кого кинет». Но, как ни печально, в большинстве случаев выходит именно так.