С чего начинается здоровье нации?
Здоровье нации должно начинаться со школьных уроков физкультуры. Хотелось бы, чтобы это было так. Но большинство закончивших школу без восторга вспоминают занятия физкультурой. А двух школьных часов в неделю явно недостаточно, чтобы поддерживать здоровье в неокрепших, порой уже отравленных никотином, алкоголем и прочими «излишествами», телах детей и подростков.
Посещения спортивных клубов порой связаны с определенными неудобствами: где-то прием платный, клуб слишком далеко от дома, не устраивает время занятий, инвентарь. Или ребенок просто испытывает дискомфорт в чужой среде. В каждой школе есть спортзал, который после окончания занятий оказывается свободным. Во многих школах в это время открываются внеклассные секции. Но далеко не везде есть возможность предоставить школьникам достаточно времени для бесплатных занятий любимыми видами спорта. При этом школьные секции среди детей очень популярны: не в одной школе наблюдал картину, как мальчики и девочки толпами обступали физрука, который предлагал им записаться на волейбол или лыжи.
— Мы по сравнению с другими школами находимся в привилегированном положении, — говорит преподаватель физкультуры гимназии № 21 Андрей Колычев. — Уроки заканчиваются в 15 часов. Времени для внеклассных занятий много.
Андрей Владимирович ведет секции футбола, баскетбола, волейбола, а его мама — Анна Алексеевна, тоже учитель физкультуры 21-й гимназии, — проводит занятия по спортивной гимнастике и ОФП.
А вот физрук 25-й школы Геннадий Крюковский сетует, что зала не хватает даже для положенных двух уроков в неделю: «Зимой еще каток выручает -разводим классы. А в осеннее время у некоторых классов первой смены в расписании всего один урок в неделю». Тем не менее в школе работают секции баскетбола, волейбола, лыж. Но из-за соображений безопасности занятия прекращаются не позже 19.30. А уроки заканчиваются в 18 часов. Всего полтора часа в день на всю школу.
Школа N 43, где работает Николай Квитов, среди его коллег считается одной из самых спортивных, если не самой. Николай Николаевич охватил весь микрорайон: почти в каждом дворе построил по корту, зал расписан по минутам. Работают приглашенные специалисты в секциях лыж, волейбола и других видов. Сам Квитов культивирует в микрорайоне такой экзотический вид, как спортивное ориентирование.
На базе школы № 63 четыре года назад создан детско-юношеский спортивно-оздоровительный клуб «Восток», где работают 11 преподавателей, трое из них — приглашенные.
— Школа работает в две смены, но мы находим время для внеклассных занятий, — говорит зам. директора и преподаватель физкультуры Александр Рузанов. Работают секции волейбола, баскетбола, лыж, атлетической и спортивной гимнастики, настольного тенниса, есть лечебная физкультура. Дети ничего не платят.
Выходит, физкультурное образование школьника во многом зависит от преподавателя. И речь не только о его квалификации. Учителя, как правило, жертвуют своим свободным временем. Хотя, по словам начальника городского управления по образованию Юрия Сердитова, преподаватель имеет право взимать плату с учеников за оказание дополнительных образовательных услуг, не входящих в школьную программу. Но брать деньги с детей…
Пустующие по вечерам школьные спортзалы могли бы помочь не только ребятне. В нашем неспортивном городе трудовые массы испытывают острый недостаток в недорогих спортивных площадках. А учителя были бы не против пополнить школьный бюджет. Как отметил Сердитов, это не возбраняется. Но такие случаи единичны.
Геннадий Крюковский говорит:
— Eсли сдавать зал посторонним в аренду, значит, придется платить налог. Тогда стоимость аренды будет большая. А школьные залы не так хорошо оборудованы, чтобы конкурировать с площадками на предприятиях и в спортклубах.
В нашем зале занимается группа товарищей, которую со школой связывают еще времена, когда существовало шефство над школами. В общем, это свои люди, они оказывают школе какую-то спонсорскую помощь.
Один из выпускников гимназии N 21 рассказал, что уникальный футбольный турнир среди выпускников гимназии разных лет директор не разрешила проводить в зале. Многие немолодые уже участники рисковали получить травмы, играя на асфальтовой площадке. «Может быть, хотела, чтобы мы заплатили побольше».
Во многих школах залы используются эффективно. Но преподаватели не всегда довольны положением вещей — они хотели бы, чтобы физическому образованию детей в школах, где этот процесс легче всего контролировать, уделялось больше внимания. И дело, думаю, не в личной заинтересованности — нравственное развитие сегодня неотделимо от физического. Или было бы здоровье, остальное приложится.
***
фото: