«Вострые полозья» дороже лошади
Зимние катания по ледяной глади Туры и Тюменки на тройках с бубенцами издавна считались любимым занятием мещан и купцов нашего города.
Первые упоминания о «лошадьем променаде почтенных членов градского общества с семействами» встречаются в архивных документах примерно с середины XVIII века.
Сто лет спустя, наряду с «кавалерийскими» забавами, в моду у тюменцев вошли коньки. В обиходе наши земляки называли их «вострыми полозьями».
Приобрести железные коньки было непросто. Стоили они очень дорого, хотя и производились по соседству: в Туринске и Eкатеринбурге. Например, в 1885 году цена пары «вострых полозьев для ног» колебалась от империала -червонца, то есть десяти рублей, до двадцати целковых с полтиною.
Поэтому состоятельным тюменцам нередко приходилось выбирать: либо пара коньков, либо лошадь, а то и корова. Ломовая лошадь в то время стоила 12-15 рублей, а корова — от полуимпериала до полновесного червонца.
Люди с достатком ниже среднего о приобретении вострых полозьев и не мечтали. Особенно после того, как цена на мотовилихинские стальные коньки в 1900 году достигла в Тюмени рекордной отметки — 30 рублей за пару. Поэтому в ход пошли местные- изобретения.
«Для катания по льду Туры мальцы пользуются жестяными полосками, кои прикручивают к валенкам. Они быстро скользят, хоть и падают, набивая себе шишки», -сообщал городовой Никифор Терентьев полицмейстеру в холодную зиму (мороз доходил до минус 40) 1900-1901 годов.
Немудреное изобретение подростков на Туре решило проблему коньков для беднейшего сословия в Тюмени быстрее, нежели степенные купцы и озорники-реалисты научились твердо стоять на вострых полозьях казенного производства.