«Мой отказ от войн и злобы»
Олег Федоров — тюменский художник, попавший на гребень нашей новой художественной волны в середине 80-х годов. Но сам он так не считает: «Я девять лет никуда не выезжал из Тюмени. Сосредоточился. Увидел свой мир, свой путь. Поехал в Москву. Походил по галереям и… разочаровался. Грязное дело. Столица «разбила» меня. Стало неинтересно многое».
Ахиллесова пята поколения. Промежуток. Срединная прослойка меж учителем Олега — мэтром Михаилом Гардубеем — и детьми с их новым космизмом, свободным от застоя недавнего прошлого. (Федоров несколько лет работал в школе искусств). Eго формация — Татьяна Вершинина, Сергей Перепелкин, Ольга Трофимова, Александр Чемакин… — уже самоопределилась. Пришло время личности, понимания самоценности. Олег продолжал искать.
— Для меня конец света, конец тысячелетия — мой предел. Я пережил смену мировосприятия. Финальной песней кошмарного века я услышал зов из средних веков. Детское солнце и чистота моих ребят освежили, помогли мне разобраться в своей смуте. Я нашел свой АРТезианский колодец. Художник стал лидером собственного проекта — пестует центр позитивного искусства «АРТезианский колодец» при Тюменском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук. Удивительно добрая и нежная по цвету и настроению выставка «АРТезианский колодец-III» открылась в ТНЦ в минувшую среду.
Точный ход: колодец-то с неба, сверху. Там витают тени гармонии минувшего. Именно их созвали на этот новогодний бал Олег и его команда: тринадцать детей и двадцать взрослых. Один из них, Дмитрий Бобонич, — прямо из четвертого измерения. И колодец обернулся елкой, праздником радости, на котором каждая картина — подарок для души. Живописный театр Ольги Трофимовой, экспрессия самого Федорова с портретом юной фотохудожницы Ани Быковой и зимними волнами — картой этого времени года.
Федоров: «Позитивное — луч, проекция в новый век. Мой отказ от черноты, войн, злобы. Да, я пытаюсь врачевать, не просто вызвать в зрителе добрые эмоции, но и утвердить их. Я предлагаю пришедшим нашу игру, театрализацию добрых сил. Пройдешь сквозь трофимовский «Сон» — удивишь себя хорошим. То же — «Созвездие собаки» Светланы Лихошерстовой, «Детская» Татьяны Вершининой».
Последний проект Федорова — сфокусировать лучшие художественные силы Тюмени в Интернете. С помощью ТНЦ свои сайты получили такие выразительные мастера, как Владимир Глухов, Александр Чемакин и сам Федоров. Замысел удался. Посетители сайтов есть, и не только тюменские. Смотрится на выставке и компьютерная графика Анны Кошелевой.
Федоров ищет концепты всех форм тюменской культуры. В Интернет войдут наши музеи, музыканты, уникальный космос Геннадия Райшева… Олег снял свою схиму, стал дворником этого, как он считает, грязного времени. Только смывать темные и страшные следы лучше живой водой из Артезианского колодца.
***
фото: Олег Федоров ФОТО АНДРЕЯ СВИНКИНА;«Музыка игры» Татьяна Вершинина ФОТО АНДРЕЯ СВИНКИНА;Ирина Макарова «Времена года» ФОТО АНДРЕЯ СВИНКИНА