Вся эта ветошь маскарада…
«Маска к месту лишь глупцу, наглецу, хитрецу.
Нам стыдиться своих лиц явно не к лицу».
Кальман. «Летучая мышь»
Христианское и католическое Рождество, новогодние праздники, которые мы отмечаем по новому и по старому стилю, превращают конец декабря и начало января в бесконечную череду приемов и застолий. Любительницы менять туалеты радуются и готовятся к этой канители заранее. Лучше держать наготове три-четыре варианта: для праздника в кругу семьи, который вы проведете у плиты и посудной раковины, для вечеринки с друзьями, которая может завершиться катанием с горки и валянием в снегу, для романтического ужина при свечах и, конечно, для бала-маскарада. На последнем нужно оказаться во всеоружии — неожиданной, непредсказуемой и даже неузнаваемой.
Помните, хорошая змея всегда вывернется. Eсли после покупки припасов к столу у вас останется мелочь на одну хлопушку, станцуйте со змеиной гибкостью или пошипите на близких, смотря что вы лучше умеете. Нет вечерней сумочки или туфель под питона — соорудите боа из мишуры и перьев. Боа (по-латыни — удав) поможет вжиться в образ.
Хотите стать королевой? Суперкорона из формочки для кекса, фольга, сверкающая и рельефная, парик из цветной мочалки — к вашим услугам. Но если вас, как дядю Степу, узнают по росту или по другим особым приметам, без радикальной смены образа не обойтись. Поменяйте пол, как делали на маскарадах времен Eкатерины II, пусть кавалеры нарядятся дамами, и наоборот. С XVIII века европейская традиция маскарада проникла в дворянский быт и перемешалась с фольклорной традицией (в народной культуре изгнание бесов накануне Рождества превращалось в языческий обряд переодевания). Старые маски венецианского карнавала — птицеобразные, длинноносые, этакие средневековые предки противогазов.
Даль в Толковом словаре уже разделял понятие маски, скрывающей лицо, и маски, которую можно надеть образно, скрывая свои мысли, чувства и сущность. Скрывая лицо, что и было основной функцией маски, она отвлекала внимание от уязвимости его хозяина, внушала страх врагам и священный трепет соплеменникам. В масках вершили правосудие палачи и инквизиторы.
Кстати, убийства и другие беззакония, совершаемые персонами Икс, заставляли бороться с масками в государственном порядке. Так, в 1535 году во Франции все маски были конфискованы, а в 1626 году двух человек казнили за ношение маски. Однако желание быть инкогнито, плести интриги или служить возмездием судьбы заставляло человека не расставаться с маской. Сегодня мы не так самозабвенно радуемся маскарадам. Чудеса визажистов, современной косметики и пластической хирургии до неузнаваемости меняют лица людей, надевая невидимые маски, что выдает искусственность за естественность. Мы не расстаемся с масками круглый год или всю жизнь. Но в этот праздник так хочется свободы самовыражения — в эмоциях, поведении, наряде, что мы вновь воспользуемся правилом героев «Маскарада» Лермонтова, что «если маскою черты защищены, то маску с чувств срывают смело!» Расслабляйтесь, играйте, празднуйте!
Надежда Ламанова, искусствовед МУП «Тюменский дом моделей»
***
фото: