Бронеход Менделеева
Осенью 1999 года в лесах под Брянском группа туристов обнаружила уникальный «автоброне-агрегат».
Одетый в броню, с остатками орудийного ствола, он походил на вагон на проржавевших гусеницах. Находка не имела аналогов среди боевой техники времен Великой Отечественной войны.
В начале 2000 года специалисты из столицы определили, что брянская находка не что иное, как один из трех экземпляров бронехода конструкции Владимира Дмитриевича Менделеева, сына великого русского ученого-химика.
Интересно, что тюменцы имели к бронеходу Менделеева-младшего достаточно близкое отношение.
В 1909 году Владимир Дмитриевич посетил Тобольск — родину своего отца. Тогда же он был гостем известного тюменского заводчика Николая Машарова. Возможно, Менделеева-младшего и Николая Дмитриевича объединил общий интерес к новой разработке молодого изобретателя.
Иначе чем объяснить поступившие в Тюмень из Петербурга заказы на чугунные «шипицы» и железные заклепки особой прочности? Заказ на завод Машарова проходил по линии Технического комитета военного ведомства и был исполнен в «месяц с небольшим без претензий».
В 1911 году первый танк-бронеход с тюменскими элементами вышел на испытания из цехов Русско-балтийского завода. Всего было построено три машины на «гусенично-движительном» ходу.
Бронеход Менделеева-младшего успешно прошел испытания. Однако военный министр Сухомлинов посчитал машину «роскошью для пехоты» и запретил серийное производство.
Менделеев-сын не прекратил научных изысканий. Вплоть до своей трагической гибели в 1922 году, на испытаниях своего же изобретения, он был одержим идеей создания мощной и крепкой самодвижущейся машины для нужд сельских и армейских (то есть трактора и танка).