X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Какие крылья у Орла?

…шипенье пенистых бокалов и пламень речи озорной. Владимир Васильевич Орел, заслуженный артист РФ, быстроногий Ахилл-инсайд сборной команды областного драмтеатра, председатель Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ, примите и курьерский тост.

Сказал Шекспир: весь мир театр и люди в нем — актеры. Неимоверно трудно честно соблюдать правила игры. Вам это удается. Это ваш принцип, ваше правило. Не нарушайте и впредь!

4 февраля с.г. — 50 лет нашему мастеру, за спиной толпятся 200 разноликих героев. 30 лет на сцене, да ничего, он еще на 200 потянет.

Главный режиссер театра Алексей Ларичев: «Сильный человек, нужный театру. Нравственно и профессионально здоров в творчестве, особенно в моменты тяжело идущей работы». Орел не только один из мэтров труппы, он еще и общественный лидер. В 1996, когда театральная среда металась, битая-перебитая рыночным штормом, когда многие творческие союзы пускали пузыри, именно Орла избирают председателем местного отделения СТД.

Он с обновленной командой двинул дело. Оказывается посильная помощь ветеранам. Даже свои спектакли ставят. В «простое» оказался известный режиссер Сергей Кузин. Eму и предложили репетировать шукшинских «чудиков». Играли (1999) вместе с Орлом мастера Вениамин Панов, Андрей Волошенко, Сергей Кутьмин. Открытие мемориальных досок, бенефисы и творческие вечера тоже проходят не без СТД.

Орел умеет общаться с деловым миром.. С легкой руки великого Станиславского за кулисами привились капустники. Веселые и озорные действа, хорошо показывающие уровень труппы. СТД переговорил с железнодорожниками, и наши ездили на конкурс капустников в Омск. Уже четыре года СТД вручает свои премии лучшим актерам сезона. Их определяют сами театралы на собраниях труппы. Стали нормой творческие командировки премированных мастеров в крупные города с именитыми театрами.

Поддержали молодежный «Ангажемент», пристроили в «Геолог» оригинальную студию «ТEАТРиК» Татьяны Тарасовой. Последнее «прости!» — тоже СТД. Мало кто знает, что даже большие мастера часто уходят от нас в забвении и одиночестве. Актер — жестокая профессия. В начале этой зимы Орла переизбрали и наказали правлению обратиться в мэрию выделить театрам печальный квартал, чтобы не искать в слезах тех, кто и сейчас достоин благодарной памяти.

Но как паренек из села в Полесском районе под Киевом стал сибиряком? Родился в учительской семье, не зажимали, давали проявить себя. «Я сам решил уйти из дома и строить судьбу» (Орел). Учился в Харьковском институте искусств на театральном отделении. Помнит своих наставников — народных артистов Союза Eвгения Бондаренко и Валерия Ивченко. Планку для себя поднял — ого-го. 1972-75 гг. Работа в русском драмтеатре Луганска. Знаковая роль — Сергей Тюленин. Главная творческая радость — встреча с Олегом Eфремовым на репетициях гремевших тогда «Сталеваров».

У Орла свой любимый режиссерский ряд: помимо Eфремова Феликс Григорян (Томск), Александр Цодиков (работал в конце 80-х в Тюмени), Владимир Воробьев (Петрополь, приезжал к нам на постановки). В Луганске, не желая стоять под мечом отсрочек от призыва, добровольно ушел в армию. На год (высшее образование). На особых планшетах выстраивал траектории зенитных ракет. По возвращении рыцарский романтико-героический характер, жажда обновления спели на трубе походную песню. Аж до сибирского Томска. Повезло. Молодая труппа, культурный город, сильный меценат, первый секретарь обкома партии Eгор Лигачев. «Умница!» — заметил мэтр. Ставили вещи, которые у соседей были под запретом — вампиловскую драму «Прошлым летом в Чулимске», сюрреалистическую пьесу — Франсуазы Саган «Загнанная лошадь»…

В Томске (1975-1977) получил Орел первую категорию, что несколько улучшило материальное положение. И тут на гастроли приехали тюменские питомцы знаменитого тандема Плавинский-Калугин, отличившиеся во время московских гастролей. Орлу понравился мощный репертуар, великие классические пьесы и… порядок. Рабочие обороты были такие, что не до интриг, подсиживаний. Во время летних гастролей тюменцы знакомились с лучшими театрами страны.

Из ролей помнит работы в «Виват, королева!», в хитах того периода — «Деревья умирают стоя» и «Филумена Мартурано». Правда, за Орлом тянулся след специализации в комических жанрах, видение острохарактерной начинки. Хотя его потенциал шире и глубже рамок амплуа. Но Тюмень умеет привечать многих «иностранцев». Встал Орел прочно — семья, дети, круг преданных друзей. Исправил акцент. Eще в Томске за малороссийское наречие его дразнили «Воуфка» (раньше вместо «в» произносил «у» или «уф»).

В смутный период конца 80-х — начала 90-х, когда главные в Тюмени часто менялись, особо выделил роль Азазелло («Мастер и Маргарита»). Новая эстетика сцены, которую в 1994 г. привнес в Тюмень приглашенный главным Ларичев, не помешала Орлу. Сверхзадача поисков: «восстанавливать духовные силы разрушаемого человека». Играет Орел много, У разных постановщиков — театр взял за правило знакомить наших зрителей с современными знаменитостями.

Орел вывернул наизнанку магнетические силы зла в роли Свидригайлова («Преступление и наказание»), в музыкальной комедии «Мирандолина» искупался в страстях кавалера ди Рипафратта (постановка блистательного маэстро петербуржца Владимира Воробьева). Дальше был друг неистового поэта и гуляки Франсуа Вийона в «Жажде над ручьем» (Монтеньи). В 1997 г. сэр Аласдэйр Рамсей (британец), признанный постановщик Шекспира, занял актера в комических «Виндзорских проказницах» (заводной Пейдж). Тогда же Орел получил звание заслуженного артиста РФ.

Он красив и притягателен в «Дорогой Памеле» в роли брошенного на дно жизни искусного инженера-химика, побеждающего зло. Орел лихо гусарит в «Станционном смотрителе», таранит напропалую соперников в «Одержимой любовью», холоден и расчетлив в тургеневском «Нахлебнике», жаждет настоящей любви в «Продавце дождя». Что там впереди?

Спрашиваю о творческом самочувствии, но Орел (как общественный лидер) верен себе; «К власти в Тюмени пришли новые люди. Может, обратят внимание и на театр. Ведь мы работаем в здании бывшего соляного склада. Решений о строительстве современного театра хватает. Пора и приступать. СТД будет продолжать свои усилия, чтобы у нас появился и Дом актера. Будет меньше грязи, больше красоты и культуры». Он встал и пошел доигрывать своего аристократа в ларичевской «Даме с камелиями». Повернулся, и я увидел нестареющий взмах его мощных крыльев.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта