Размышления о современной школе
Прежде всего разберемся с так называемой системой ценностей.
Вот уже десять лет я недоумеваю, почему основными в школе являются дисциплины, не представляющие особой практической ценности: математика, литература и др.
Последняя, к примеру, должна развивать в человеке нравственные начала. Теоретически. Но на самом деле люди читают книги для эстетического наслаждения, а нравственное развитие -лишь побочный эффект, который проявляется не всегда и не у всех.
Похожая ситуация и с математикой. Да, в ней можно найти много полезного, особенно в геометрии (помните, как герои романа «Таинственный остров» измерили высоту гранитного утёса?). Но современная система преподавания совершенно не учитывает этих особенностей, стремясь в короткий срок загрузить мозг ученика информацией, да ещё и так, чтобы он помнил ее неограниченно долго.
И здесь ещё один серьёзный промах системы. Она идёт по экстенсивному пути, тогда как путь интенсивный отсутствует начисто. Школа должна обучать прежде всего полезным навыкам: быстрому чтению, способности запоминать много и быстро, различным методам повышения производительности труда, например, стенографии.
Повышая с каждым годом требования, ученикам в школе не объясняют, как этим требованиям соответствовать. Из-за этого несоответствия уровень успеваемости неуклонно снижается пропорционально номеру класса. Неужели все молодые люди со временем глупеют или становятся более ленивыми?
А дело, на мой взгляд, вот в чем: детское умиление перед школой — источником знаний -сменяется, как правило, негативным, вплоть до отвращения, отношением. Потому, что никто не учитывает особенностей подростковой психологии, никто не пытается привить школьнику интерес к учёбе.
Я считаю, что нужна не просто школа, а целая система, формирующая личность, в которой будут связаны детские сады, школы, вузы и другие образовательные учреждения. И, конечно, формирование личности должно происходить на добровольных началах. И если этот процесс пустить на самотёк, как это сейчас и есть, можно получить малоприятные последствия. (Например, в возрасте 14-17 лет не пьют и не курят единицы, к тому же, по официальной статистике, каждый третий школьник хотя бы раз в жизни пробовал наркотики). Создание подобной системы -задача невероятно трудная при нынешнем уровне развития государства и общества, но реальная, если к делу подойти с умом.
Вакуленко Артем, ученик 11 класса.
***
фото: