Не дожидаясь жареного петуха
«Почему предприниматели не объединяются?» — этот вопрос тюменского бизнесмена очень удивил меня.
Казалось, что различным союзам и ассоциациям предпринимателей нет числа. Нет, спорил мой собеседник, у нас отсутствует чувство корпоративности, поэтому мы не можем решать общие проблемы, все мы — конкуренты. Эти характеристики, как выяснилось в беседе, относятся в основном к бизнесменам-магазинщикам (владельцам и мини-маркетов, и магазинов покрупнее) — их пассивностью возмущается гость редакции. «Вот рыночники объединились и уже добились успехов с единым налогом!» — приводит он положительный пример, имея в виду городскую общественную организацию защиты прав малого предпринимательства, которая сегодня, по признанию и чиновников, является авторитетным объединением.
Подобное разделение предпринимателей, по мнению руководителя общества Ольги Зыковой, совсем необязательное условие объединения, особенно если речь идет о такой цели, как решение общих проблем предпринимательства в городе. Вообще- то, от целей все и зависит: насколько долго просуществует организация, действенна ли она.
Появившиеся в начале девяностых союзы Ольга Эдуардовна называет имиджевыми. Их создают, как правило, достигшие определенной стабильности бизнесмены, желая придать статус своей персоне и приблизиться к власти. Обычно такие объединения
имеют современный офис и другие атрибуты. Как только лидер достигает (или не достигает) результата, организация распадается.
Немаловажную роль, по мнению Зыковой, играет и происхождение доходов. Предпринимательница вспоминает, как было создано их общество — после забастовки на площади у мэрии, когда рыночников обязали заиметь в палатках кассовые аппараты. А укрепила другая беда — закрытие Центрального рынка. «Петух клюнул» — так называет эти условия объединения заведующая отделом городского комитета по промышленности и предпринимательству Ирина Рычкова. От хорошей жизни в союз не потянутся, потому что мало кому хочется тратить свое время (читай — деньги) на общественную работу. «Пахоту», уточняет Зыкова. «А что я с этого буду иметь?» — с таким вопросом обычно приходят новички в общество. Да и власти приучили бизнесменов решать свои проблемы в индивидуальном порядке — по знакомству, за взятку. Ирина Рычкова оценивает активность тюменских предпринимателей и по участию в политической жизни: по их числу в городской Думе.
Начальник городского управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг Анатолий Канов большой трагедии в пассивности предпринимателей не видит: «Всему свое время». А по наличию или отсутствию альянсов можно судить не только об отношении властей к развитию предпринимательства, но и об уровне правовой грамотности и профессионализма представителей бизнеса.