Проект «ВР-190» и пилоты крылатых ракет
Идея полета на ракете с экипажем на борту обрела реальную основу в нашей стране за 15 лет до старта Юрия Гагарина.
В 1946 году инженеры Михаил Тихонравов и Николай Чернышев направили Сталину рапорт с грифом «Совершенно секретно». В документе говорилось: «Нами разработан проект высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на высоту 190 километров».
Проект предполагал использование агрегатов трофейной ракеты ФАУ-2. Кабина для обратного спуска, тормозное устройство и парашюты. Они располагались вместе с топливными баками на дне кабины.
Для первого старта пилотируемой ракеты предполагался полигон близ села Капустин Яр Астраханской области. Была сформирована и первая группа ракетных пилотов в составе четырех летчиков-испытателей.
Идея пилотируемой ракеты заинтересовала Сталина. Однако «ракетная» инициатива перешла от группы Тихонравова к НИИ-88 (главный конструктор полковник Сергей Королев) и КБ «Комета» во главе с полковником Серго Берия. Проект пилотируемого полета на высоту 190-200 км отошел на второй план.
Сергей Королев стал заниматься разработкой межконтинентальных баллистических ракет. Серго Берия предпочел крылатые ракеты, соревнуясь с Владимиром Челомеем.
24 мая 1949 года с Капустино-го Яра стартовала первая беспилотная ракета Р-1А отечественной конструкции для геофизических исследований. 15 августа 1951-го собаки Пальма и Кусачка совершили первый суборбитальный полет на высоту до 110 километров.
Вслед за животными на границу стратосферы и космоса отправились летчики-испытатели. В корпусе крылатой ракеты «КС-1» Сергей Анохин, Амет-Хан-Султан, Федор Бурцев и Анатолий Павлов по четыре раза каждый попытались приоткрыть дверцу в космос.
Причем Амет-Хан-Султан первым в мире совершил посадку на крылатой ракете при посадочной скорости 400 километров в час.
Испытания крылатых ракет прошли благополучно. Однако до вывода космического корабля «Восток» на орбиту оставалось еще десять долгих лет.