X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Скиталец

Сначала справка о юбиляре, основанная на документах. Анатолий Константинович Омельчук родился 27 февраля 1946 г. в п. Могочино Молчановского района Томской области. Высшее образование получил на гуманитарном факультете классического и хорошо известного в России и Eвропе Томского университета.

Творческую карьеру начинал в 1966 г. на Таймыре, в Дудинке, на окружном радио Долгано-Ненецкой автономии. Вскоре Омельчук перебирается на тюменский Север. В Салехарде на радио Я НЛО он работает с 1967 по 1987-й годы. В конце ямальского периода возглавляет местный телерадиокомитет.

Начинается горбачевская перестройка, Омельчук к тому времени хорошо известен в округе и области. Eго утверждают в должности председателя Тюменского облтелерадиокомитета. С 1987 г. наш герой в областной столице, лишь раз меняется табличка на его кабинете. В 1992 г. в ходе реформ появляется ТГТРК «Регион-Тюмень», Омельчук становится ее первым президентом. В лидерах компании он и сегодня, соперники не спешат…

Первая газетная публикация — в Нижневартовске (1965). Вскоре (1970) Омельчук вступает в Союз журналистов. Первая крупная литературная работа в жанре историко-культурного и социоэкономического очерка посвящена Салехарду (1978). Омельчука принимают в действительные члены Всероссийского географического общества и Союз писателей РФ (1987). В 1995 г. ему присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РФ, в 1996 его награждают знаком «Почетный радист». Из gобед на творческих конкурсах заметны премия Тюменского комсомола (1975) и «Серебряный микрофон» (1997). Перо юбиляра отточено в 14 авторских книгах, во многих коллективных сборниках.

Таков протокольный итог судьбы Омельчука в день его 55-летнего юбилея. Счастливчик, везунчик? Не только. Он человек, который делал себя сам. Причем появился на наших «северах» в самые трудные и первые годы освоения нефтегазовой целины. Наш герой не замкнулся в рамках рабочей темы. Омельчук увидел и оборотную сторону освоения — урон хрупкой северной природе, размывание уникальной традиционной культуры местных народов, бесполезные факелы в полярной ночи, нравственные перекосы в жизни «покорителей», узковедомственную корысть.

И тогда в его очерках и книгах заговорил весь Север. Отмечая трудовые победы, Омельчук выдвигал на первый план деятельных героев с нравственной основой, живописал не северную экзотику, а реальные процессы и жизнь бесконечных просторов. Стал неутомимым следопытом, освобождая себя и нас от историко-культурного беспамятства.

В эпоху информационных лавин трудно заделаться энциклопедистом. Омельчуку это удалось. В своей главной на сегодняшний день книге — «Частное открытие Сибири» (1999) — автор выступает как этнограф и политик, географ и литератор, краевед и публицист, искусствовед и даже геоботаник. В принципе, на Западе еще в 60-е годы поняли, что только в синтезе гуманитарного и естественно-технического знания человек вернется к утраченной целостности. Иначе техногенная информационная цивилизация оставит о планете лишь виртуальные воспоминания.

Так появилась культурная антропология, немыслимая в СССР, где и в академии наук, помимо научного чванства, тоже цвела ведомственная узость. Но в среде немногих энтузиастов сибирского краеведения эта наука прописалась прочно. Неуемная и страстная натура Омельчука, аналитичный ум, организаторская хватка и бscтрая обработка информации помогли ему за четверть века поиска сделать массу открытий: судьба форта Росс в Калифорнии, сибирская Жанна д’Арк, книжная культура староверов.

Успевал он и в публицистике. Даже заглавия книг подчеркивают характер пути нашего героя. Eго позвал «Манящий свет звезды полярной», и «Солнце над тундрой» осветило «Утро газовой целины». Открылся «Север с большой буквы» «На краешке земли». «Рыцари Севера» «На полярных ветрах» вели «Арктическую разведку», отвечая на «Зов Арктики».

И это не весь Омельчук. Усвоив культурно-мифологический код обь-угорских и ямальских народов, он стал поддерживать новые имена в их литературе и искусстве. Как искусствовед и литкритик. Одним из первых написал о судьбе и творчестве Анны Неркаги, Eремея Айпина, Юрия Вэллы… Eго печатают «Урал», «Октябрь», «Дружба народов», «Мир Севера», многие известные журналы.

Сибирская упрямка выручала не раз. В суматохе рыночных гонок начала 90-х Омельчук находит эффективные формы работы компании «Регион-Тюмень» в новых условиях. Сам выходит в эфир в широком диапазоне тем — от политики до краеведческой передачи «Судьбы Сибири». С 1991 г. по инициативе Омельчука проходит межрегиональный телефестиваль «Белые пятна истории Сибири».

Тюменский эфир устоял перед чернушно-порнушным искушением. Раскованность, игровые краски, виртуальные чудеса лишь добавили зрелищности и увлечения многим программам. «Мы знаем вкусы и интересы своего зрителя, уважаем старшее поколение, не отстаем от молодежных устремлений», — говорит Омельчук. Дорогое дело — ставить сейчас радиоспектакли. Считается, что этот жанр умер. Но Омельчук решился на трансформацию, и слушатели хорошо приняли инсценировки произведений Михаила Пришвина, Анны Неркаги…

«Мой идеал — искатель истины и пространств», — сказал в беседе наш герой, но тут ему положили на рабочий стол документы. Возникла сложная ситуация, и Омельчук-культуролог и журналист с ходу перевоплотился в энергичного менеджера. Дело было решено ко взаимной пользе сторон. Осталось только добавить еще одно звено к беседе: «Мне нравится авантюризм, который дает результат».

Давно сказано: все в мире — любовь. Вопрос про нее своим гостям в студии — коронный конек Омельчука. Тут и шутка, и подковырка, но и проверка на человечность, на энергию жизни. Eго 55 лет — свежий ветер с Карского моря, не леденящий, бодрящий душу и сердце. Лицом к лицу. И расходятся льдины тревог, уходит в сторону гроза. Наш звездный скиталец снова рискует. И верит в удачу, верит, что она ему не изменит.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта