В обществе мудрецов
В Тюменском госуниверсите- те есть философское общество. Году этак в 1998 оно было основано тамошними Сократами и Шопенгауэрами для подготовки нового поколения. Причиной того, что кузница кадров не погибла, был Игорь Борисович Муравьев, человек, рассказ о котором достоин отдельной статьи. Этот преподаватель известен в широких студенческих кругах своей, если можно так сказать, фанатичной преданностью делу метафизики и диалектики.
Явившись на очередное из таких заседаний, посвященное творчеству человека с трудной фамилией Хайдеггер, я задал несколько вопросов одному из завсегдатаев этого «общества мудрецов».
Ф.К.: Ну и кому это надо?
Завсегдатай: Разным людям. Кто-то приходит перед сессией, чтобы получить у Муравьева зачет. Кто-то с неизвестными целями, может, чтобы потусоваться. Eсть совсем небольшая группка людей, человек пять, которым это интересно. Я подозреваю, что они иногда кое-что понимают.
Ф.К.: А ты?
3.: Я? Ищу истину! Вообще-то, у меня здесь друзья…
Ф.К.: И как все происходит?
3.: Собираемся, спорим, бывает, кое-кто приготовит доклад. Разными книгами меняемся. Мир как воля и представление. Иногда пьем чай. А если серьезно, то на это надо прийти и посмотреть.
Ф.К.: А успехи?
3.: Я научился выговаривать слово «экзистенциализм». Раньше не мог. А вообще, некоторые товарищи занимают места на олимпиадах, что полезно для дальнейшего образования. И для души. Общение с умными людьми и хорошими книгами сильно расширяет кругозор. Сартр и дзэн-будризм. Это модно!
Ф.К.: Eсть такое мнение, что философия ужасно скучна…
3.: Чушь! Мы вообще не похожи на занудных интеллектуалов. Мало того, подобное поведение не приветствуется и даже осмеивается. Громко. Вообще, философы — веселые люди. Вспомните Диогена из бочки! Как можно с серьезным лицом слушать, как сущее, выглядывая в просторы присутствующего, утаивает самое себя… Надо быть поэтом, чтобы размышлять о периферии, ограниченной горизонтом, или о Боге, который отправляется в пределы своего пребывания.
Ф.К.: Что такое философия?
3.: Eсли б я знал…