X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Веселая буря в премьерной пустыне

Тюменские театралы истосковались в текущем сезоне по премьерным радостям. Наши театры не больно-то разбежались. Да и причин хватает — надоело ставить вещи с бедным бюджетом, выкручиваться сценографам высокого класса, давно сооружающим из елок-моталок и мочалок зрелищно-завлекательные и цветоносные декорации.

Опытный постановщик, актер театра драмы Семен Фуксман выбрал в Тюмени малую сцену, на которой поставил психологическую драму, историческую хронику времен Ивана Грозного и современную пьесу о суровой судьбе военного ветерана в наши дни.

И первый день весны текущего года Фуксман не пропустил — показал искушенному зрителю (коллегам, друзьям театра) свою новую премьеру. Комедия-буфф в 2-х действиях «Спасите! Я женюсь!». Сию комедию в 1976 г. написал германский популярный драматург Франц Ксавер Крёц (р. 1946 г.). Он работает в цитадели консервативного бюргерского духа — в Баварии. На дворе — технотронный информационный мир, свободное от запретов общество. Только большая его часть предпочитает утробные услаждения потребительской формации, характерной для европейского благополучия 60-х гг. В небольших баварских городках такой образ жизни утяжелен лицемерными моральными догмами. Их- то и расшатывает своей социальной сатирой Крёц. Но если драматург писал бы в стиле парадоксального изощренного интеллектуального постмодерна, то зритель не откликнулся бы. И Крёц осовременивает баварскую народную комедию, насыщает ее игровыми приемами клоунады и балагана. В основе сюжета — ситуации комедии ошибок, с помощью которых от главного героя добиваются согласия на брак или на передачу наследства.

В версии Фуксмана выбран вариант задержавшегося в холостых «пробежках» Питера (мастерская и талантливая работа в образе артиста Владимира Ващенко). Питер — сын богатой вдовы-бюргерши Катарины (опять на высоте Ирина Тутулова). Она в тревоге за хорошо налаженное хозяйство, за непутевого сына, за судьбу рода. Уже несколько девиц потерпели поражение, обольщая Питера. Тутулова в комическом наряде вечно хлопочущей мамаши, подыгрывая клоунаде, сердцем учуяла, что к прелестной Рози (увлекательная и динамичная получилась роль в роли у Ирины Халезовой) сын относится с интересом. Уже несколько раз он закатывал ей грубые разборки мужлана типа «чего привязалась?». Раньше он отшивал кандидаток с ходу.

И вот рождается интрига. Достойную лучшей участи Рози переодевают в парня и нанимают в работники в усадьбу. Но игра повисла на волоске, поскольку у пьяного и разбитного Даммерля, прижившегося у Катарины, тоже свои виды на историю. Этакий деревенский Фальстаф, но без его блеска, да еще не расстающийся с бутылкой. Интересен комический рисунок роли у Андрея Волошенко. Именно он держит в напряжении зрителя, поскольку несколько раз нелепыми шагами чуть не подводит Катарину и Рози. Но Питер слишком увлекся «мужской» дружбой с работником и никак не реагирует на подставки. Тогда Катарина объявляет о своей помолвке с переодетой Рози. Питер в панике, следует сцена объяснения, когда герой в запале кричит, что женится на девушке, похожей на Рози. Та убегает — переодеться в венчальный наряд. Все счастливы, а Дам- мерль упивается хорошим вином. Клоунада закончилась, герои радуются своим переменам.

В этом веселом розыгрыше герои сами завоевывают свое счастье, и при всех бюргерских условностях Катарина добивается своей цели. Eе сын женится по любви, а не по расчету, предписанному настырными родственниками ради бездушного накопления.

В роли шпрехшталмейстера сам режиссер. И хоть он не комментирует действие, его голос расставляет нужные акценты в поворотных эпизодах бурно текущего, крикливого, скачущего и озорного действа. Тому в лад музыкальные дивертисменты из неунывающего Жака Оффенбаха.

Пьесы Крёца малолюдны, но насыщены доброй и лукавой энергетикой. Мне нравится выбор Фуксмана еще и потому, что у него актеры равноправны и имеют возможность выложиться в больших и интересных ролях. Сценографией занимался главный художник театра Алексей Паненков. Громадные и пузатые пивные бочки буквально напирают на зрителя. Тыква — символ солнца — царит вместо светила над сценой. Все пространство опредмечено мешками, мешочками и узелками. Пиршество жизненного плодородия, кладовая запасливых бюргеров. И персонажи, превратившиеся в рабов- скопидомов. Они сами приковали себя к этим бочкам, они уже боятся их, ибо душевное тепло утекло в эти бездонные создания. Возвращения просто любви, нормального человеческого счастья взыскует Катарина. Ради чего пускается во все тяжкие. Ведь все в мире — любовь…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта